Седмица 26-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей,
1:2 Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего.
1:3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
1:4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
1:5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
1:6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
1:7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
Евангелие от Луки
14:12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
14:13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14:14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
14:15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Слово Божие невозможно истребить. Никакие человеческие хитросплетения, никакая ложная логика, никакие лжедоказательства, связанные с человеческим могуществом, будь то могущество денег, власти, военной силы, не способны не только истребить, а даже ослабить действие слова Божия в людях. А оно, подобно обоюдоострому мечу (см. Евр. 4, 12), разделяет душу, разделяет сердце, разделяет разум, потому что слово Божие является великим вызовом человеку. В нем содержатся истины, которые нельзя игнорировать, в нем содержатся требования, которые невозможно не исполнять. Ибо если эти требования не исполняются, жизнь человека идет наперекосяк – и личная, и семейная, и государственная, то есть жизнь всей человеческой семьи.
О воздаянии земном и небесном
Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Лк. 14: 12-15
Иисус, идя из Галилеи в Иерусалим, приходит в субботу в дом одного из начальников фарисейских «вкусить хлеба», где Он произносит два наставления, не имеющих характера притчи. Одно из этих наставлений, обращенное к хозяину вечери, звучит в сегодняшнем Евангелии.
В Своем наставлении Иисус требует отказа от уз дружбы, который должен проявляться даже на бытовом уровне: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых...» (Лк. 14:12). Речь идет о любви, которая имеет сверхъестественный характер. Источником этой любви являются не человеческие чувства или эмоции: ее источником является Сам Иисус, подобно тому, как источником любви Иисуса к людям является Бог Отец.
Услышав слова Иисуса, один из возлежащих сказал Ему: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). Здесь мы имеем дело с характерным для Луки приемом: он фиксирует «голос из толпы», являющийся спонтанной, эмоциональной реакцией одного или нескольких слушателей на слова Иисуса.
Эти возгласы из толпы, как правило, Иисус не оставляет без ответа. Реакцией на слова, произнесенные одним из возлежавших на вечере в доме начальника фарисейского, становится притча о званых на пир, которая не входит в сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 14:16–24).
Рассматриваемые наставления Иисуса имеют тематическую и контекстуальную связь с притчей о званых на пир в Евангелии от Луки. Общий контекст обеспечивается трапезой в доме фарисея. Внутри этого контекста повествования перемежаются с поучениями, содержащими вариации на темы трапезы и хлеба («когда ты будешь позван кем на брак», «когда делаешь обед или ужин», «блажен, кто вкусит хлеба», «один человек сделал большой ужин»). Дополнительным фактором, обеспечивающим композиционное единство, является повторение слов «нищих, увечных, хромых и слепых» в поучении, адресованном хозяину трапезы, а затем в притче о пире.
В Своих наставлениях Иисус уделял особое внимание теме земного богатства. В словах, которые мы читаем сегодня, осуждается любостяжание и желание получить воздаяние от богатых людей. Иисус призывает благотворить нищим, чтобы получить небесную награду.
Милостыня и раздача денег нищим — один из путей ко спасению.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО
Научая удерживаться от искушений, преподобный Варлаам строго следил за собой, подавляя в себе всякий худой помысел. Однажды принесли в монастырь свежую рыбу. Святой Варлаам захотел вкусить её, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келлии. Три дня провёл подвижник в строгом посте и молитве. На четвёртый день он открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: «Варлаам, Варлаам! Всякое животное по разрушении своём обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякого наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питьё, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему». Затем он выбросил рыбу и больше не смущался помыслами чревоугодия.
ПРОРОЧЕСТВО ПРЕПОДОБНОГО ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО
Однажды в середине лета преподобному Варлааму Хутынскому случилось быть у своего архипастыря, святого Григория, архиепископа Новгородского. Прощаясь, святитель высказал пожелание увидеть старца через неделю. «Если Бог благословит, в пятницу первой недели поста святых апостолов Петра и Павла приеду к твоей святыни на санях», – ответил преподобный. Святитель изумился такому ответу. В ночь перед указанной пятницей, среди жаркого лета, вдруг ударил сильный мороз, выпало очень много снега, и преподобный Варлаам действительно приехал в Новгород на санях. Владыка был опечален: холод мог погубить урожай и оставить народ без хлеба. «Не скорби, владыко святый, но возблагодари Господа и Его Пречистую Матерь за милость: мороз и снег погубят червя, который поразил рожь на корню. Наутро же наступит опять тепло, снег этот растает, напоит жаждущую землю и умножит плоды земные». На следующий день стало тепло, снег растаял, и при корнях ржи нашли погибших от мороза червей. В тот год был невиданный урожай.