Седмица 32-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:14 Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
2:15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
2:16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?
2:17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
2:18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
2:19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
2:20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
2:21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
2:22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
2:23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим".
2:24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
2:25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
2:26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Евангелие от Марка
10:46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
10:47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
10:48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
10:49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
10:50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
10:51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
10:52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
Слово Божие – живая вода, которая истекает от Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным. Многие открывают навстречу слову свой разум, свое сердце, покоряют ему свою жизнь; другие, если слово идет вразрез с их привычками, обычаями, особенно греховными страстями, начинают бороться с ним, причем с такой силой, с какой не борются ни с одним человеческим словом. Но все гонения против Христа, все восстания на слово Божие лишь свидетельствуют о том, что это Божественное слово, потому что никогда, ни при каких обстоятельствах и нигде человеческие слова не подвергались такому сопротивлению, как подвергалось ему слово Божие.
Исцеление слепого Вартимея
Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.
Мк. 10: 46-52
В сегодняшнем евангельском чтении описано исцеление слепого Вартимея в Иерихоне (Мк. 10:46–52).
В Евангелиях упомянуты многочисленные случаи исцелений от слепоты. В Ветхом Завете тема слепоты не играет сколько-нибудь заметной роли. Там нет ни одного примера чудесного избавления от слепоты под действием силы Божией. Тем не менее, упоминания о слепоте и слепых встречаются неоднократно. Обращаясь к Моисею, Бог говорит: «Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]?» (Исх. 4:11). В Псалтири говорится о том, что «Господь отверзает очи слепым» (Пс. 145:8). У пророка Исаии обетование эры Нового Завета, благословенного дня Господня, связано с исцелением от слепоты: «И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (Ис. 29:18); «тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис. 35:5).
По мнению некоторых ученых, евреи, ожидавшие Мессию на протяжении многих веков, не предполагали, что Он будет целителем: в литературных памятниках до 70 года нет упоминания об этом. Это, однако, верно лишь отчасти и может быть оспорено. Одно из пророчеств Книги Исаии, цитируемое Евангелистом Матфеем применительно к Иисусу (Мф. 12:18–21), содержит, в числе прочего, обетование об избавлении от слепоты. Конечно, речь у Исаии идет об избавлении от духовной слепоты и возвращении духовного зрения. Тем не менее, нельзя не усматривать связь между обетованиями Ветхого Завета и теми рассказами о чудесах Иисуса, которые мы находим в Евангелиях. Эту связь хорошо видели Евангелисты.
В сегодняшнем повествовании об исцелении Вартимея мы видим, как слепой сбрасывает с себя верхнюю одежду: деталь, которая придает повествованию дополнительную достоверность. Зачем он ее сбросил? Вероятно, чтобы она не мешала ему быстрее подойти к Иисусу. В то же время, эта деталь имеет и символический смысл. Вряд ли у слепого, сидевшего при дороге, было что-нибудь кроме верхней одежды: она была его единственным земным стяжанием. С легкостью, не раздумывая, он расстается с ним, чтобы последовать за Христом.
Евангелие дня с митрополитом Иларионом также доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКА СЕВАСТИАНА МЕДИОЛАНСКОГО
Святой Севастиан был начальником дворцовой стражи при императорах Диоклетиане и Максимиане (284–305). Он пользовался авторитетом и уважением у язычников как человек храбрый, мудрый и исполнительный. Будучи тайным христианином, Севастиан старался помогать верующим, подвергшимся гонениям. Так, он вдохновил на подвиг страданий двух братьев, Маркеллина и Марка, которые под влиянием любящих их родственников готовы были отречься от Христа. Вдохновенную речь Севастиана услышала Зоя, жена хранителя царской казны, в доме которого содержались братья. Она была шесть лет нема, но по молитве святого получила исцеление, после чего она и её муж Никострат крестились. Это обращение стало началом миссии Севастиана в римских тюрьмах, приведшее к Крещению более 60 человек, в том числе начальника тюрем Клавдия.
ИЗ СЛОВА НА НОВЫЙ ГОД СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
Суд при дверях, жизнь клонится к старости. Так любомудрствуй при начале новых месяцев; это приводи на память при годовых кругообращениях; станем помышлять о будущем дне, чтобы не сказал кто-то о нас то, что сказал пророк об иудеях: «исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием» (Пс. 77:33). Такой праздник, о каком я сказал, постоянный, не ожидающий круговращения годов, не ограничивающийся известными днями, может равно праздновать и богатый и бедный. Нет у тебя денег? Но есть страх Божий, сокровище лучшее всяких богатств, которое не повреждается, не изменяется и не истощается. Посмотри на небо, на небеса небес, на землю, море, воздух, разнородных животных, разнообразные растения, на всю человеческую природу; помысли об Ангелах, Архангелах, Вышних силах; вспомни, что всё это – богатство твоего Владыки. Быть не может, чтобы слуга столь богатого Владыки был беден, если Господь его милостив к нему. Наблюдать дни несообразно с христианским любомудрием, но это – дело языческого заблуждения.