Седмица 14-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых,
1:2 и все находящиеся со мною братия - церквам Галатийским:
1:3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
1:4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
1:5 Ему слава во веки веков. Аминь.
1:6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
1:7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
1:8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.
1:9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.
1:10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
1:20 А в том, что́ пишу вам, пред Богом, не лгу.
1:21 После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.
1:22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
1:23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял,-
1:24 и прославляли за меня Бога.
2:1 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита.
2:2 Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался.
2:3 Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться,
2:4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
2:5 мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
Евангелие от Марка
5:1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
5:2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,
5:3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
5:4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5:5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
5:6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
5:7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
5:8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
5:9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.
5:10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
5:11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
5:12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
5:13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
5:14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.
5:15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
5:16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.
5:17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
5:18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
5:19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
5:20 И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
Церковь призвана сохранять традицию по одной простой причине – потому что именно в Церкви человек преодолевает время. У нас есть разные способы окунуться в прошлое. Например, мы можем читать книги или смотреть исторические фильмы, но это делает нас лишь зрителем прошлого. В Церкви же человек силой Святого Духа становится не зрителем, а соучастником всего, что совершил Господь ради спасения, и даже того, что еще произойдет: Его рождения, жизни, проповеди, страдания, смерти и Воскресения, Вознесения, «одесную Бога Отца седения, Второго и славного паки Пришествия».
Исцеление гадаринского бесноватого
И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
Мк. 5: 1-20
Рассказ Марка об исцелении бесноватого начинается с прибытия Иисуса в страну Гергесинскую, а под конец рассказа жители этой страны просят, чтобы Иисус удалился от пределов их. При этом бесы просят, «чтобы не высылал их вон из страны той». Упоминание «страны», в которой происходит действие, и ее «пределов», возможно, связано с тем, что Десятиградие, куда входила и Гадара, и Гераса, было населено язычниками и воспринималось иудеями как регион интенсивного присутствия демонических сил.
Изгнание беса происходит не одномоментно. Иисус приказывает демону выйти из человека, но демон с первого раза не выходит. Почему? Очевидно, потому, что бесов оказалось много. Легионом назывался отряд римского войска, состоявший из 4-5 тысяч солдат. В данном случае слово «легион» употреблено в переносном смысле: оно указывает на большое количество демонов, вселившихся в одного человека, и сопоставимо с числом пасшихся рядом свиней (около 2 тысяч).
В связи с рассматриваемой историей нередко задают следующие вопросы: почему Иисус так жестоко поступил с животными? почему Он не подумал об ущербе, который понесли их владельцы? Ни один из этих вопросов не имеет никакого отношения к содержанию истории, которая рассказана Евангелистами с конкретной символической и богословской целью.
Главная цель рассказа — показать власть Иисуса над бесами и спасительное действие, которое Он оказывает на одержимого бесами человека. В этой истории три действующих лица: Иисус, одержимый и легион бесов, от начала до конца выступающий как коллективное действующее лицо. Свиньи не играют самостоятельной роли: они интересуют рассказчиков лишь постольку, поскольку иллюстрируют силу бесов, живших в одном человеке.
Напротив, к судьбе исцеленного Евангелисты отнюдь не безразличны. Гергесинский одержимый остается в поле зрения Евангелиста еще на некоторое время после того, как бес изгнан из него. Жители земли Гергесинской приходят к Иисусу и обнаруживают у его ног бывшего бесноватого, который «сидит и одет, и в здравом уме». Иисус нанес несомненный урон хозяйству жителей страны, Он еще и сильно напугал их знамением, подобного которому они в своей жизни не видели. Гибель свиней привела их в ужас, чудо не убедило их в божественной силе Иисуса, не привлекло их к Нему.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СТРАДАНИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА МИРОНА КИЗИЧЕСКОГО
Священномученик Мирон был пресвитером и совершал своё служение в Ахайе (Греция). Отец Мирон был известен кротостью и милосердием, в период же гонений он проявил исключительное мужество в исповедании христианской веры. Его служение пришлось на период гонений, устроенных императором Декием (249–251). В день Рождества Христова отец Мирон совершал службу, когда в место богослужебного собрания ворвались языческие воины во главе с правителем Антипатром. Отец Мирон был предан истязаниям. За отказ святого Мирона поклониться идолам палачи начали нарезать ремни из кожи святого. Один из таких ремней Мирон бросил в лицо своему мучителю. Разъярённый Антипатр отдал мученика на съедение зверям, но те его не тронули. Тогда в бессильной ярости Антипатр убил сам себя. Святого Мирона отвели в город Кизик, где ему отсекли голову.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ДАНИИЛА МОСКОВСКОГО
Через 30 лет после кончины святого благоверного князя Даниила основанную им Даниловскую обитель перевели в Кремль, а кладбище, где был похоронен святой князь, стало мирским. Однажды великий князь Московский Василий Иоаннович с многочисленной свитой, в которой был князь Иоанн Михайлович Шуйский, проезжал мимо этого заброшенного кладбища. Шуйскому нужно было сесть на коня, и он решил сделать это с надгробного камня. Оказавшийся поблизости некий благочестивый христианин сказал Шуйскому: «Господине княже! Не дерзай с сего камня садиться на своего коня. Знай, что здесь лежит великий князь Даниил». Гордый князь Шуйский, увидев запустение этого места, не внял словам предостережения и ответил: «Мало ли есть тех князей», встал на камень, собираясь сесть на коня. Неожиданно конь вздыбился и упал мёртвым на землю, подмяв седока, едва оставшегося в живых после падения. Лишь отслужив панихиду у гроба благоверного князя, Шуйский получил исцеление и всю остальную жизнь чтил князя Даниила как святого.