Седмица 8-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
10:12 Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.
10:13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.
10:14 Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.
10:15 Я говорю вам как рассудительным; сами рассуди́те о том, что говорю.
10:16 Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?
10:17 Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.
10:18 Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?
10:19 Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?
10:20 Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
10:21 Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.
10:22 Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?
Евангелие от Матфея
16:20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
16:21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
16:22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
16:23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое.
16:24 Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,
Вера есть величайшая сила – духовная и интеллектуальная, способная так устроить человеческую душу, что человек становится счастливым и достигает той цели бытия, к которой, собственно, и призывают его все философии, все мировоззрения, а если говорить применительно к нашему времени – все политические программы. Все говорят, что человек будет жить лучше, жить счастливо, если он сделает то-то и то-то. Мы знаем, что во всем этом может быть лишь какая-то крупица правды, вся же правда только в Слове Божием.
Предсказание Иисуса о Своей смерти
Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Мф. 16:20-24
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея мы слышим, как Петр начинает спорить с Иисусом, отведя Его в сторону, но Иисус отвечает ему так, чтобы слышали другие ученики. Вероятно, Петр своими словами выражал общее недоумение всей группы, потому все и должны были услышать резкий ответ Иисуса.
Почему ответ был столь резок? Почему тот, кто только что был назван «камнем», на котором будет создана Церковь, теперь назван сатаной? Столь резкий ответ Иисуса обычно трактуют либо аллегорически («сатана» означает «противник», а Петр в данном случае воспротивился Иисусу), либо как особый способ назидания, преподанного Петру. Между тем, точно такими же словами Иисус ответил диаволу, когда он искушал Его в пустыне (Мф. 4:10; Лк. 4:8).
Очевидно, ключ к разгадке следует искать в слове «соблазн», которым, по версии Матфея, сопровождался упрек Иисуса. Вольно или невольно Петр выступил в роли соблазнителя, пытаясь — пусть и из самых благих побуждений — отвратить Учителя от того, ради чего Он пришел на землю. Человеческой любви свойственно эгоистическое стремление удержать при себе любимого. Любовь, к которой призывает Иисус, предполагает всецелое подчинение человеческих чувств и эмоций воле Божией вплоть до готовности расстаться с любимым. Последовательно отвергая все возникающие на Его пути искушения, Иисус с негодованием отвергает и этот соблазн. Человеческим соображениям и страхам Он предпочитает беспрекословное следование воле Божией.
Некоторые ученые видят в рассматриваемом эпизоде пример использования образа Петра в качестве отрицательного персонажа, отказывающегося слышать голос Божий. Другие, однако, оспаривают такой взгляд, отмечая, что цель рассказа — не подорвать авторитет Петра или выставить его в неприглядном свете, а показать, каким образом Божественное откровение корректирует человеческий взгляд на происходящие события. Несмотря на свою лидирующую роль в общине учеников Иисуса, Петр в полной мере разделял непонимание Его слов и действий, характерное для прочих. Но если другие недоумевали молча, то Петр позволял себе озвучивать мысли, обуревавшие всех.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ЯВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПРЕПОДОБНОМУ АФАНАСИЮ АФОНСКОМУ
Сама Пречистая Богородица, Небесная Владычица Афона, благоволила к святому Афанасию. Попущением Божиим в монастыре случился такой голод, что иноки один за другим стали покидать Лавру. Преподобный Афанасий остался один и в минуту слабости тоже помыслил уйти. Вдруг он увидел Женщину под воздушным покрывалом, идущую ему навстречу. «Кто ты и куда идёшь?» – тихо спросила Она. Преподобный Афанасий с невольной почтительностью остановился. «Я здешний инок», – отвечал он и рассказал о себе и своих заботах. «И ради куска хлеба насущного ты бросаешь обитель, которой предстоит прославиться в роды и роды? Где твоя вера? Воротись, и Я помогу тебе». «Кто ты?» – спросил преподобный Афанасий. «Я Матерь Господа твоего», отвечала Она и повелела святому ударить жезлом в камень, из которого забил источник воды.
ВИДЕНИЕ УЧЕНИКА ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ АФОНСКОГО О СТОЯЩИХ В ХРАМЕ
Ученик преподобного Афанасия Афонского Матфей сподобился увидеть, как во время утрени в церковь вошла Жена, облечённая небесной славою, с двумя благоговейными юношами в белых сияющих одеждах, один из которых горящей свечой освещал Ей путь, а другой следовал за Нею. Осматривая всех присутствующих в церкви, Жена раздавала каждому из братии дары: клирошанам по золотой монете, стоящим внутри храма – по 12 серебряных монет, а находившимся в притворе – по 6 сребреников. Некоторым она дала даже по 6 золотых монет. Матфей получил лишь 6 серебряных монет, так как стоял в притворе. Как только это видение закончилось, он пошёл на клирос, возвестил о видении преподобному Афанасию и просил позволения поместиться в лике поющих. Преподобный признал это видение истинным и объяснил, что получившие по 6 монет благоговейнее прочих, за это они и получили богатое вознаграждение. Матфей же получил дар наравне с нерадивыми, чтобы пребывать в смиренномудрии и стараться ещё более возрастать в добродетелях.