Седмица 21-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,
1:25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,
1:26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,
1:27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
1:28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;
1:29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
Евангелие от Луки
9:7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
9:8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9:9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
9:10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
9:11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
Для того чтобы борьба с грехом была успешной, мы должны ясно понимать, что из себя представляет грех. Когда мы согрешаем, мы совершаем нечто противное Божией воле. Мы как бы отказываемся от Бога. Сознательно это не происходит, мы остаемся людьми верующими, мы в Господа верим, но если мы отказываемся совершать Его волю, то отказываемся от Него. Мы вытесняем Бога своими мыслями, словами, делами. Конечно, мы этого не хотим, но делаем это всякий раз, когда совершаем грех.
Недоумение Ирода
Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
Лк. 9: 7-11
В сегодняшнем Евангелии мы читаем, как молва об Иисусе дошла до царя Ирода, который, услышав «о всём, что делал Иисус», недоумевал: «Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое?» (Лк. 9:9). Репутация пророка перешла к Иисусу от Иоанна: более того, некоторые видели в Иисусе своего рода реинкарнацию Крестителя. Разумеется, иудеи не верили в перевоплощение. Но они верили в то, что дух одного пророка мог перейти в другого, подобно тому как дух Илии перешел в Елисея.
В конце сегодняшнего евангельского чтения звучат слова: «И Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием …». Евангелист Лука, как и Марк, и Иоанн, употребляет словосочетание «Царствие Божие». В новозаветной науке конца XIX — первой половины ХХ века тема Царства Божия получила очень разнообразное толкование. Некоторые исследователи воспринимали Царство Божие исключительно как метафору, указывающую на набор нравственных качеств, главным из которых является любовь. Другие акцентировали вневременной, эсхатологический и апокалиптический характер этого понятия. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Царство Божие — это Сам Иисус.
Как нам думается, в каждой из этих точек зрения есть своя доля правды. Царство Небесное — настолько всеобъемлющее понятие у Иисуса, что его невозможно свести ни к настоящему, ни к будущему, ни к земной реальности, ни к вечности. Царство Божие не имеет ни конкретных земных очертаний, ни конкретного словесного выражения. Оно не может быть локализовано ни во времени, ни в пространстве. Оно обращено не к здешнему, теперешнему и внешнему, а к горнему, будущему и внутреннему. Оно существует параллельно с миром земным, но пересекается с ним в судьбах людей.
Возвещая наступление Царствия Божия, Иисус открывает людям новое измерение жизни, средоточием которого является Бог. Однако весть Иисуса о Царстве Божием не только теоцентрична: она еще и христоцентрична. Иначе она не отличалась бы коренным образом от вести, которую приносили людям ветхозаветные пророки. Ведь они тоже говорили о необходимости покаяния, изменения образа мысли и образа жизни, о действии Бога в истории, о Его присутствии среди людей. Бог Ветхого Завета — это тоже Живой Бог, но только обитающий вдали от людей, на небесах, за облаками, и являющий Свою славу в громах и молниях.
Проповедуя Царство Божие, Иисус проповедует Самого Себя.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПОСЛАНИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДИОНИСИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО НОВАЦИАНУ
Если ты против воли доведён был до этого, как ты говоришь, можешь доказать это возвращением в Церковь по своей воле. Всё надлежало претерпеть, чтобы только не разделить Церковь Божию. Перенести мучение ради того, чтобы не разделить Церковь, было бы не менее похвально, чем пострадать за отказ от жертвоприношения идолам. А по моему мнению, было бы даже выше. Там человек претерпевает мучение только ради одной своей собственной души, a здесь – ради всей Церкви. Если бы ты даже и теперь убедил или принудил братьев возвратиться к единомыслию, то заслуга твоя была бы более вины, и вина не вменилась бы, а заслуга вызвала бы похвалы. Если же ты не в состоянии будешь сделать этого вследствие неповиновения братьев, то, по крайней мере, старайся спасти душу свою. Желаю тебе сил для мира о Господе.
«ЛУГ ДУХОВНЫЙ» ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА МОСХА ОБ АВВЕ ЮЛИАНЕ
Один из палестинских отцов, авва Юлиан, нёс подвиг столпничества. Господь отметил авву многими духовными дарами. Одно из чудес явило власть святого над животным миром. В его местности появился лев, часто нападавший на людей. Однажды авва сказал ученику Панкратию: «Отправься за две мили отсюда к югу и найдёшь там лежащего льва. Скажи ему: “Смиренный Юлиан именем Иисуса Христа, Сына Божия, повелевает тебе удалиться из этой местности”». Когда ученик нашёл льва, то произнёс всё, что велел старец; после чего лев удалился и более никому не досаждал. Другой случай, о котором говорит «Луг духовный», связан с кончиной столпника Симеона. Этот авва был поражён молнией во время молитвы на столпе. Когда это случилось, авва Юлиан, который был на расстоянии 24 миль, попросил учеников положить ладан в кадило. Так как час был неурочный для каждения, ученики попросили пояснить смысл просьбы. Тогда авва сказал, что авва Симеон в городе Эгов скончался, убитый молнией, и что душа его отходит на небеса с радостью.