Неделя 3-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
16:9 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов.
16:10 Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим;
16:11 но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили.
16:12 После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение.
16:13 И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили.
16:14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.
16:15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16:16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
16:17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
16:18 будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
16:19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога.
16:20 А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Послание апостола Павла к Римлянам
5:1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,
5:2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
5:3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,
5:4 от терпения опытность, от опытности надежда,
5:5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
5:6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
5:7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
5:8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
5:9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
5:10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Евангелие от Матфея
6:22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
6:23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
6:24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.
6:25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
6:26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
6:27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
6:28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
6:29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них;
6:30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
6:31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
6:32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
6:33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Неспособность различать добро и зло — грозный предвестник последних дней. Когда человечество не сможет отличать правду и благо от лжи и зла, придет конец миру сему: многие не поймут, что антихрист — это зло, они будут считать его добром, как уже ныне иные почитают добром грех, распутство, пьянство, убийство. Все то, что еще недавно порицалось общественной моралью, сегодня называется образом жизни. Разрушаются семьи, дети становятся сиротами при живых родителях только потому, что в обществе исчезает различие между добром и злом. Еще недавно семья была святыней, а теперь она — лишь один из «образов жизни» человека. Индустрия развлечений, телевидение, другие средства массовой информации стараются приучить нас к мысли, что нет разницы между добром и злом.
Об искании Царствия Божия
Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Мф. 6:22-33
В сегодняшнем Евангельском чтении речь идет о способности человека различать между добром и злом, отличать ценности истинные от ценностей ложных. Учитывая связь с предыдущим текстом о сокровищах на небе и на земле и с последующими словами о Боге и маммоне, можно говорить о том, что духовная слепота, о которой идет речь в этих строках из Евангелия, — это отсутствие у человека, или утрата им, способности делать правильный выбор. И наоборот, присутствие у него духовного ока — это наличие внутреннего голоса, помогающего ему распознавать истинные и непреходящие ценности, которые неподвластны времени, не могут быть повреждены молью и ржавчиной, не могут быть отняты или украдены.
Христианские толкователи под «оком» часто понимают ум, сердце или совесть. Блаженный Августин пишет: «Это место следует понимать так, что мы знаем, что все наши дела чисты и желанны в глазах Божиих в том случае, если они творятся с чистым сердцем». По словам Иоанна Златоуста, «что значит глаз для тела, то самое и ум для души». Поэтому, «если относительно тела мы более всего заботимся о том, чтобы иметь здоровое зрение, то и относительно души преимущественно должны заботиться о здравии ума».
Говоря далее о человеке, служащем двум господам, Иисус использовал хорошо знакомый его слушателям образ. При этом Его наставление было полностью лишено социальной направленности. Иисус не боролся с рабством, как не боролся он и с другими общественными установлениями своего времени – лишь много позже, под влиянием Христовой Истины человечество пришло к необходимости отмены рабства. В Евангельском же тексте образ слуги и двух господ был призван лишь продемонстрировать невозможность одновременного служения двум идеалам — небесному и земному. Одно исключает другое, совместить Бога и маммону невозможно.
Характерно, что непонятное для греческого читателя еврейское или, скорее, даже арамейское слово «маммона», означающее «богатство» употреблено не только у Матфея, но и у Луки, от которого можно было бы ожидать перевода. Иоанн Златоуст употребляет это слово в контексте утверждения, что плохо не богатство само по себе, а порабощение человека богатству. «Не о богатых напоминай мне, а о тех, которые были рабами богатства. Иов был богат, но не служил маммоне; имел богатство и обладал им, был господином его, а не рабом… Но ныне не таковы богатые; они, будучи несчастнее всякого пленника, платят дань маммоне, как некоему жестокому тирану».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПОСТАВЛЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА В ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
Святитель Митрофан был современником святого императора Константина Великого. Отец святителя – Дометий – был родным братом римского императора Проба (276–282). Уверовав во Христа, Дометий вместе с сыновьями удалился в маленький городок Византий, где изучал Закон Божий и был рукоположен во пресвитеры, а затем стал епископом. Сыновья Дометия – Проб и Митрофан – также были поставлены во епископы. Однажды в Византий прибыл император Константин и был восхищён красотой и стратегически удачным расположением города. Когда в 325 году для низложения арианства в городе Никея собрался I Вселенский Собор, император исходатайствовал у отцов собора для святителя Митрофана, первого епископа новой столицы империи, титул Святейшего Патриарха. Святитель Митрофан мирно почил о Христе в 326 году в возрасте 117 лет.
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ РАЯ
Святой бытописатель изображает рай обширнейшим садом, преисполненным всякого рода плодовитыми и прекрасными для вида древами, взятыми с земли, между которыми, как особенно примечательные, именуются древо жизни посреди рая и древо различения добра от зла. Из Едема выходит река, напаяющая рай, и оттуда разделяется на четыре начала. Такое описание рая, имена протоков райской реки, исчисление стран, по которым идут эти протоки, подали повод некоторым заключить, что рай находится на земле. Но протоки реки райской, нося название известных земных рек, имеют одно общее начало, прежде составляют одну реку, потом разделяются на четыре протока; этих условий не выполняют тождеимённые им земные реки, отстоя одна от другой истоками своими весьма далеко. Не на земле находится рай, хотя и имеет с землёю ближайшее отношение и сходство. Самое устроение рая названо не сотворением, а насаждением, заимствованным с земли (Быт. 2:8–9), так как с земли взяты были и жители для него.