Седмица 3-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
9:20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
9:21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
9:22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
9:23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
9:24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
9:25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
9:26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
9:27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
9:28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
9:29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
9:30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
9:31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Евангелие от Иоанна
15:17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.
15:18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.
15:19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.
15:20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.
15:21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
15:22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
15:23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
15:24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.
15:25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.
15:26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;
15:27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.
16:1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
16:2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Нередко полагают, что отсутствие войны или прекращение конфликта и есть мир. Поссорились супруги, потом разошлись по разным углам, прекратились крики и взаимные оскорбления – вот как бы и мир наступил. Но в душе-то и в помине нет ни мира, ни покоя, одно лишь раздражение, досада, злоба и гнев. Получается, что прекращение враждебных действий и открытого противостояния сторон еще не есть свидетельство подлинного мира. Ибо мир – понятие не отрицательное, то есть характеризующееся простым отсутствием признаков конфронтации, но состояние глубоко положительное: некая благодатная реальность, вытесняющая идею вражды и заполняющая собою пространство человеческого сердца или общественных отношений. Приметой истинного мира является душевный лад, когда на смену гневу и раздражению приходят согласие и покой.
Заповедь о любви
Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
Ин. 15: 17-16: 2
Тема любви занимает центральное место во всем четвертом Евангелии и особенно в главах 14–17, содержащих описание прощальной беседы Иисуса с учениками и Его молитвы об учениках. Часть этой беседы читается сегодня.
В этой беседе Иисус говорил о любви Отца к Сыну и Сына к Отцу, о Своей любви к ученикам и любви учеников к Нему, о любви Отца к Его ученикам и о любви учеников между собою. Любовь — не простая, человеческая, обусловленная родственными связями или взаимным влечением людей друг к другу, а сверхъестественная, жертвенная, являющаяся даром Божьим и требующая от человека подвига — связывает Отца, Сына и учеников в единое нерасторжимое целое. Именно любовь является тем ферментом, который пронизывает собой все тело Церкви, соединяя людей с Богом и друг с другом.
Здесь же Иисус предсказывает своим ученикам скорые гонения и говорит о том, что придет Утешитель – «Дух истины», Который исходит от Отца. Согласно учению, сформулированному Отцами Церкви IV века, глагол «исходит», употребленный в настоящем времени, указывает на вечное исхождение Святого Духа от Отца. Подобно тому, как Сын родился от Отца не в какой-то конкретный период времени, исхождение Святого Духа от Отца также происходит вне времени. По учению Отцов-каппадокийцев (Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского), свойством Бога Отца является нерожденность, свойством Сына — рождение от Отца, свойством Духа — исхождение от Отца.
В IV веке наметилось и в дальнейшем стало усиливаться разногласие между богословами Востока и Запада в вопросе об исхождении Святого Духа: на Западе стали говорить, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына». Не вдаваясь в подробности этой дискуссии, отмечу лишь, что восточно-христианское учение об исхождении Святого Духа от Отца строго следовало и продолжает следовать той формулировке, которая прозвучала из уст Самого Иисуса и зафиксирована в Евангелии от Иоанна.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СТРАДАНИЕ СВЯТЫХ ВАСИЛИССЫ И АНАСТАСИИ РИМСКИХ
Две подруги, святые мученицы Василисса и Анастасия, были приведены к христианской вере святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом во время их пребывания в Риме. В период гонения на христиан, устроенного императором Нероном (54–68), святые Василисса и Анастасия днём молились за братьев и сестёр во Христе, попавших в руки мучителя, а по ночам совершали христианское погребение невинно убиенных. Это служение не осталось незамеченным гонителями. Девушки были посажены в темницу и подвергнуты жестоким и продолжительным пыткам, во время которых их принуждали отречься от Христа. В 68 году, через год после кончины апостолов Петра и Павла, обе мученицы, сохранившие верность Спасителю, были обезглавлены. Мощи их пребывают в римском храме Божией Матери Умиротворительницы.
СПАСЕНИЕ КОШЕК ОТ ПОЖАРА ДИВЕЕВСКОЙ ИГУМЕНИЕЙ
В 1796 году начальницей Дивеевской общины стала Ксения Михайлов‑ на Кочеулова, старица высокой подвижнической жизни, которую преподобный Серафим Саровский называл «бичом духовным». Стро‑ гая и требовательная, некоторым она казалась даже жестокой. Но при такой су‑ ровости она отличалась любовью и жалостью ко всякой Божией твари. Однажды в Дивееве начался пожар. Сёстры спасали своё имущество. Больше всех хлопотала сама старица, которая, наконец, вручила послушницам тща‑ тельно закрытый и завёрнутый короб и строго сказала: «Смотрите, как можно дальше унесите от пожара этот короб да берегите его, тут всё нужное!» Когда сёстры несли короб, в нём чтото зашевелилось, и они с испуга поставили его на землю. Открыть не смеют, боятся… Смотрят, а из него начали выпрыгивать кошки… Сёстры расхохотались, а матушка, узнав о случившем‑ ся, сказала: «Глупые вы, глупые! Ведь если бы не я, они, бедные, сгорели бы! Кто ж станет тварь спасать да оберегать! Вот я и не сказала вам, что даю, зная вашу безжалостность!»