Седмица 5-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
13:13 Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.
13:14 Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.
13:15 После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.
13:16 Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.
13:17 Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,
13:18 и около сорока лет времени питал их в пустыне.
13:19 И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.
13:20 И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.
13:21 Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.
13:22 Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.
13:23 Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.
13:24 Перед самым явлением Его Иоанн проповедовал крещение покаяния всему народу Израильскому.
Евангелие от Иоанна
6:5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
6:6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
6:7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
6:8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
6:9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
6:10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
6:11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
6:12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
6:13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
6:14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
Неслучайно у слов «вера» и «верность» один корень. Настоящая верность всегда там, где страх Божий. Мы сознаем, что Бог рядом с нами, что Он видит наши дела, и если мы верим в Него, то мы вверяем Ему свою жизнь. Тогда любая измена становится невозможной, как невозможным становится и многое другое, что сегодня разрушает личную, семейную жизнь, общественные связи, что наносит удар по самому существованию человеческой цивилизации. Это грех, возведенный в норму, но он невозможен, когда человек сохраняет веру и верность Господу.
Насыщение пяти тысяч
Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
Ин. 6: 5-14
В сегодняшнем евангельском чтении описано чудо насыщения пяти тысяч. На вопрос Иисуса «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» отвечает Андрей, говоря о том, что пять хлебов и две рыбки есть у одного мальчика из толпы (Ин. 6:9). Иоанн указывает, что хлебы были ячменными. Для обозначения рыбы Иоанн использует слово, в классическом греческом языке обозначающее закуску или любое приготовленное блюдо из рыбы или мяса, которое едят с хлебом; в данном случае слово, очевидно, указывает на сушеную или соленую рыбу.
Для Евангелиста Иоанна очевидно: чудо насыщения пяти тысяч было совершено Иисусом в преддверии Тайной вечери, которую Он совершит с двенадцатью учениками. Самое раннее описание Евхаристии содержится в «Учении двенадцати апостолов», датируемом концом I или началом II века: «Что же касается Евхаристии, совершайте ее так. Сперва о чаше: Благодарим Тебя, Отче наш, за святой виноград Давида, отрока Твоего, который Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! О преломляемом же: Благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и знание, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки. Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и собранный вместе стал единым, так и Церковь Твоя от концов земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки... По насыщении же так благодарите: Благодарим Тебя, Отче святый, за имя Твое святое, которое Ты вселил в сердцах наших, и за знание, и веру, и бессмертие, которые Ты открыл нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!»
В этом описании раннехристианской Евхаристии усматривается определенное терминологическое сходство как с рассказами синоптиков о Тайной вечере, так и с повествованием об умножении хлебов, особенно в версии, изложенной у Иоанна. Употребление глаголов «благодарить», «преломлять» и «собирать» сближает оба текста. Образ холмов (или гор) в евхаристической молитве «Дидахи» можно воспринять как аллюзию на холм, на котором, согласно Иоанну, произошло чудо. Наконец, формула «по насыщении же» напоминают формулу «когда же насытились» из Евангелия от Иоанна.
Слова «Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» указывают не просто на отождествление Иисуса с одним из древних пророков (Илией, Иеремией) или с воскресшим Иоанном Крестителем. Речь здесь идет о том, что в Нем увидели Мессию, и совершённое Им чудо было воспринято как подтверждение Его мессианского достоинства.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ СТЕФАНА ПЕРМСКОГО
Проповедуя среди зырян, поклонявшихся «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе», святитель Стефан претерпел много гонений. Особо благоговели зыряне перед «прокудливой берёзой». Громадное по толщине и вышине дерево росло на возвышенном месте. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от берёзы и использовал собрания язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем он срубил и сжёг берёзу, а когда зыряне собирались убить его, обратился к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Не таков Бог христианский. Он видит всё, всё знает и всемогущ, ибо создал весь мир и о всём промышляет. Он будет любить вас, если станете чтить Его искренне». На месте «прокудливой берёзы» святитель Стефан построил храм в честь Архистратига Михаила.
ДУХОВНАЯ ВСТРЕЧА ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО И СВЯТИТЕЛЯ СТЕФАНА ПЕРМСКОГО
В 1390 году святитель Стефан Пермский, друживший с преподобным Сергием Радонежским, спешно ехал из своей епархии в Москву и, не имея возможности повидаться с ним, остановился на дороге, помолился, поклонился в сторону обители и сказал: «Мир тебе, духовный брат!» Преподобный Сергий в это время был со своей братией на трапезе, духовным взором он увидел Стефана, встал, прочёл молитву, поклонился в ту сторону, где проезжал святитель, и сказал: «Радуйся и ты, Христов пастырь, мир Божий да пребывает с тобою!» После трапезы монахи спросили преподобного Сергия, почему он так сделал. Он ответил: «В тот час проехал к Москве епископ Стефан и, находясь против нашего монастыря, поклонился Святой Троице и нас, смиренных, благословил». В Троице-Сергиевой Лавре в память этого события остался обычай, сохранившийся до наших дней: за трапезой, перед тем как подаётся последнее блюдо, звонят в колокольчик, все встают, и очередной иеромонах возглашает: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас».