Седмица 23-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Павел и Силуан и Тимофей - церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
1:3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
1:4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
1:5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Евангелие от Луки
14:12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
14:13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,
14:14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
14:15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Когда человеческая злоба, подозрительность, человеческий суд больно нас ранят, когда мы страдаем от других людей, – я уже не говорю о тех обстоятельствах, когда за веру приходится страдать физически и даже отдавать жизнь подобно тому, как отдавали ее мученики, – что может нас укреплять? Вера в то, что у Бога нет смерти и страданий. Все страдания, что мы переживаем, – временные и быстротекущие. И если мы остаемся верны Господу, то наследуем жизнь вечную. Мы становимся Его детьми и здесь, на земле, и в вечности. Любой человеческий суд, любая подозрительность и всякая злоба не должны омрачать нашей души, потому что ее состояние и есть наш «пропуск» в ту, другую, «комнату». Не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10, 28).
О воздаянии земном и небесном
Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
Лк. 14: 12-15
Иисус, идя из Галилеи в Иерусалим, приходит в субботу в дом одного из начальников фарисейских «вкусить хлеба», где Он произносит два наставления, не имеющих характера притчи. Одно из этих наставлений, обращенное к хозяину вечери, звучит в сегодняшнем Евангелии.
В Своем наставлении Иисус требует отказа от уз дружбы, который должен проявляться даже на бытовом уровне: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых...» (Лк. 14:12). Речь идет о любви, которая имеет сверхъестественный характер. Источником этой любви являются не человеческие чувства или эмоции: ее источником является Сам Иисус, подобно тому, как источником любви Иисуса к людям является Бог Отец.
Услышав слова Иисуса, один из возлежащих сказал Ему: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). Здесь мы имеем дело с характерным для Луки приемом: он фиксирует «голос из толпы», являющийся спонтанной, эмоциональной реакцией одного или нескольких слушателей на слова Иисуса.
Эти возгласы из толпы, как правило, Иисус не оставляет без ответа. Реакцией на слова, произнесенные одним из возлежавших на вечере в доме начальника фарисейского, становится притча о званых на пир, которая не входит в сегодняшнее евангельское чтение (Лк. 14:16–24).
Рассматриваемые наставления Иисуса имеют тематическую и контекстуальную связь с притчей о званых на пир в Евангелии от Луки. Общий контекст обеспечивается трапезой в доме фарисея. Внутри этого контекста повествования перемежаются с поучениями, содержащими вариации на темы трапезы и хлеба («когда ты будешь позван кем на брак», «когда делаешь обед или ужин», «блажен, кто вкусит хлеба», «один человек сделал большой ужин»). Дополнительным фактором, обеспечивающим композиционное единство, является повторение слов «нищих, увечных, хромых и слепых» в поучении, адресованном хозяину трапезы, а затем в притче о пире.
В Своих наставлениях Иисус уделял особое внимание теме земного богатства. В словах, которые мы читаем сегодня, осуждается любостяжание и желание получить воздаяние от богатых людей. Иисус призывает благотворить нищим, чтобы получить небесную награду.
Милостыня и раздача денег нищим — один из путей ко спасению.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ) О СВЯТОМ СОТНИКЕ ЛОНГИНЕ
Когда трепетала земля, человек ли мог остаться без чувства? Благодарение милосердию Небесного Отца: на Голгофе раздавались не одни злословия и клеветы. «Видев же сотник бывшая, прослави Бога, глаголя: воистину Человек сей праведен бе» (Лк. 23:47). Сотник – язычник, и славит Бога истинного. Сотник – язычник, и исповедует тайны о распятом Иисусе. Какое чудо духовного мира! Дивное явление – разбойник, кающийся в виду распятого Иисуса: но тот был из евреев, из народа, которому открыты тайны спасения людей. А язычник кающийся, язычник, узнающий тайну спасения, – это величайшее чудо в мире нравственном. «Егда вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе» (Ин. 12:32). И вот Господь исполняет Своё слово! Два обстоятельства поразили сотника – необыкновенная смерть Иисуса и чудеса, следовавшие за смертью.
ВИДЕНИЯ СВЯТЫХ СВЯТИТЕЛЮ ДИМИТРИЮ РОСТОВСКОМУ
В 1684 году святитель Димитрий Ростовский принял на себя главный труд своей жизни, который он нёс в течение 25 лет, – составление житий святых. Их писание так увлекало Димитрия, что он, работая по ночам, иногда ложился спать не раздеваясь, лишь за час до заутрени. За время работы к нему не раз приходили во сне те, о ком он писал. Сам святитель свидетельствует, что однажды ему явилась во сне великомученица Варвара, которую он особо чтил. Он просил её умолить Господа о его грехах, но святая сказала: «Не знаю, умолю ли, ты молишься по-римски». Проснувшись, он понял, что молится редко и мало, как католики, и усилил молитву. В тот день, когда он написал житие мученика Ореста, ему явился сам мученик, показал раны на руках и ногах и сказал: «Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал!» Святитель подумал, не из пяточисленных ли это Орест, но на его мысль мученик ответил, что он тот Орест, «его же ты ныне житие написал». Эти чудесные явления святитель воспринял как Божие покровительство его труду.