Седмица 25-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
1:4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
1:5 Ему слава во веки веков. Аминь.
1:6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
1:7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
1:8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема.
1:9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что́ вы приняли, да будет анафема.
1:10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
Евангелие от Луки
9:37 В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа.
9:38 Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня:
9:39 его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его.
9:40 Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли.
9:41 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего.
9:42 Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.
9:43 И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим:
Послание апостола Павла к Ефесянам
4:1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
4:2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
4:3 стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
4:4 Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
4:5 один Господь, одна вера, одно крещение,
4:6 один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Евангелие от Луки
10:25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
10:26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
10:27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
10:28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
10:29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
10:30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
10:31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
10:32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
10:33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
10:34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
10:35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
10:36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
10:37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Искушения древнего мира по-прежнему остаются искушениями рода человеческого. Мы видим, как построенная некогда на христианской основе европейская цивилизация постепенно превращается в цивилизацию языческую, из которой изгоняется поклонение истинному Богу, а на место Бога возводится культ человека, культ потребления... Как было трудно древним пророкам, ветхозаветным праотцам и отцам, противостоять искушениям! Они были в одиночестве и один на один боролись с окружавшей их языческой реальностью. Но мы сегодня не один на один противостоим языческому миру. Мы все вместе – Церковь Божия, в которой живет и действует Святой Дух. Укрепляемые Таинствами, мы просвещаем свой ум, закаляем свою волю, возвышаем свои чувства. У нас есть та сила, которой не было даже у пророков, – это сила общей веры и молитвы, это сила, которая даруется через сопричастность к таинству Церкви.
Исцеление бесноватого отрока
В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
Лк. 9: 37-43
Случай изгнания беса, о котором говорит сегодняшнее Евангелие, описан у всех трех синоптиков после рассказа о том, как Иисус преобразился перед Своими учениками (Мф. 17:1–12; Мк. 9:2–13; Лк. 9:28–36). Во всех трех случаях контраст между двумя повествованиями разителен: на горе ученики видят Иисуса в Его божественной славе; спустившись с горы, они видят, как Он встречается лицом к лицу с демонической силой, являющей себя во всем своем омерзительном безобразии.
Иисус спускается с горы и встречает толпу. В диалоге отца с Иисусом только евангелист Лука упоминает, что мальчик, за которого просит отец, является его единственным сыном. Появляется сам мальчик, о котором идет речь. Он реагирует на присутствие Иисуса, еще не дойдя до Него: согласно Луке, «когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить» (Лк. 9:42). Лука добавляет еще упоминание о реакции народа: «...но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию» (Лк. 9:42–43).
Описание симптомов болезни мальчика у Луки может навести на мысль о том, что он эпилептик. Что касается эпилепсии, то это заболевание имеет много разновидностей; симптомы его хорошо изучены. Изображенные здесь симптомы болезни похожи на те, которые мы встречаем в Евангелии от Марка при описании произошедшего с мальчиком, когда он увидел Иисуса: «дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Однако одни и те же симптомы могут быть признаками разных болезней. Так, например, эквивалент эпилептического припадка может быть зафиксирован у лиц, страдающих сомнамбулизмом.
С точки зрения авторов евангельских повествований, одни и те же симптомы могут быть признаками как болезни, так и беснования. Слепота и глухота, в частности, фигурируют и в качестве болезней, от которых Иисус исцеляет, и в качестве сопутствующих факторов при бесновании, освобождение от которого происходит благодаря изгнанию из одержимого беса. Одно не противоречит другому: и болезнь, и беснование являются аномалиями, но это аномалии разного рода и разного происхождения. Соответственно, они требуют разного подхода. Изгнание беса из отрока подтверждает, что этот случай был именно беснованием.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИОАННИКИЯ ВЕЛИКОГО
Преподобный Иоанникий подвизался в пустыни, день и ночь проводя в псалмопении. Пение псалмов он сочетал с молитвой: «Упование моё Отец, прибежище моё Христос, покров мой Дух Святой», которая впоследствии вошла в состав вечерних молитв. Преподобный Иоанникий совершил множество чудес: перемещался по воздуху, ходил по воде, укрощал диких зверей, исцелял бесноватых; по его молитве в пустыне забил источник. Среди чудес святого агиографы особенно выделяют победы над чудовищами: драконами, ехиднами и аспидами. Однажды зимой подвижник набрёл на пещеру, в которой теплилось два огонька. Преподобный подумал, что это угольки от непотушенного кем-то костра, и начал дуть на них, но оказалось, что это не угли, а глаза огромного змия. Преподобный Иоанникий усмирил змия и разделил с ним пещеру до конца холодов.
ОБ УСТАВЕ О КОЛЕНОПРЕКЛОНЁННОЙ МОЛИТВЕ
Согласно Евангелию и посланиям апостолов, христиане усыновлены Богу. Положение сына отличается от статуса раба, и мысль о том, что «ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа» (Гал. 4:7), повлияла на постановления церковного устава о преклонении колен во время молитв. К первым векам христианства относится узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни. I Вселенский Собор постановил: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково соблюдаемо было, угодно Святому Собору да стояще приносят молитвы Богу» (правило 20-е). О том же говорит святитель Василий Великий (IV век): «Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы» (правило 91-е). VI Вселенский Собор подтвердил отмену коленопреклонений по воскресеньям: «От богоносных отец наших канонически предано не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова» (правило 90-е).