Седмица 18-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
6:18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
6:19 и о мне, дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
6:20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, ка́к мне должно.
6:21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
6:22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
6:23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
6:24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Евангелие от Луки
9:12 День же начал склоняться к вечеру. || И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте.
9:13 Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?
9:14 Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти.
9:15 И сделали так, и рассадили всех.
9:16 Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу.
9:17 И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов.
9:18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
Образ Божий придает человеческой природе особую ценность, которая не зависит от человека: от его мыслей, чувств и действий. Даже самый последний грешник обладает этой ценностью: «Образ есмь неизреченный Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений», — молимся мы словами заупокойного молитвословия. Но каждый человек имеет свою цену у Бога, как и в глазах ближних. Эта цена называется достоинством. Двигаясь по пути самосовершенствования, человек развивает присущие его природе способности и возрастает в достоинстве. Свобода, данная Богом человеку, призвана содействовать этому возрастанию. Но человек не может обладать достоинством, если он разрушает свое нравственное начало. Безнравственного достоинства не бывает.
Насыщение пяти тысяч
День же начал склоняться к вечеру. И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. И сделали так, и рассадили всех. Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов. В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ?
Лк. 9: 12-18
В сегодняшнем Евангелии рассказывается о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами. Лука говорит, как двенадцать учеников просили Иисуса ввиду позднего часа отпустить народ, чтобы люди могли купить себе пищи. В ответ на эту просьбу Иисус говорит: «Вы дайте им есть» (Мф. 14:15–16; Мк. 6:35–37; Лк. 9:12–13). Смысловой акцент падает на «вы». Ученики в ответ на слова Иисуса говорят Ему, что у них есть пять хлебов и две рыбы. При этом присовокупляют к этому ответу: «Разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» (Лк. 9:13).
Обстоятельства, предшествовавшие совершению Иисусом чуда, описаны у четырех Евангелистов по-разному. При этом синоптики различаются между собой лишь большей или меньшей подробностью, с которой они описывают событие. Они не выделяют поименно ни одного из учеников: у них ученики действуют как единая группа. Просьба отпустить людей исходит от учеников. У Луки Иисус велит ученикам рассадить народ рядами по пятидесяти (Лк. 9:14–15), преломление хлебов описывается словами, похожими на слова из синоптических Евангелий (Лк. 9:16).
Несмотря на изначальное сопротивление учеников, Христос совершает чудо их руками: Он лишь преломляет хлеб, но его чудесное умножение происходит тогда, когда хлеб уже находится у них. Таким образом они неожиданно для себя становятся исполнителями Его повеления: «вы дайте им есть».
В этом также нельзя не видеть символический смысл и евхаристический подтекст: Сам Иисус совершил Евхаристию только один раз, на Тайной вечере, но та Евхаристия, которая повторяется вновь и вновь в христианской общине, совершается руками апостолов и их преемников.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СВЯТИТЕЛЬ СИМЕОН СОЛУНСКИЙ О ЗНАЧЕНИИ НИМБА
Что касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и безконечного Бога. Так как они, быв укреплены и просвещены благодатию, начали брань и, успешно окончив её, пребывают всегда с Богом, постоянно имея в себе Его благодать, которая, будучи божественною, не имеет ни начала, ни конца. Потому сияние и делается в виде круга, а на иконах Спасителя делается тройное, потому что Он есть един от Троицы, и в Нём – Отец и Дух Святый. Подобное изображение имеют и получившие архиерейскую благодать, как светоносную, равно и цари, как приявшие помазание на царство. Кружок в виде облака, который держат в руках Ангелы, означает освящение Духа и то, что они остались верны домостроительству спасения.
ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРЕПОДОБНОМУ ЕРАЗМУ ПЕЧЕРСКОМУ
Преподобный Еразм, инок КиевоПечерского монастыря, всё своё имение употребил на украшение Печерской церкви. Когда он обнищал, им стали пренебрегать, и дух злобы начал внушать ему: «Нет тебе пользы от того, что ты истратил имение на церковь, лучше бы ты раздал его нищим». От этих помыслов Еразм пришёл в уныние и стал жить нерадиво. Желая спасти его за его добродетель, Бог навёл на него тяжкую болезнь. Семь дней Еразм лежал, едва дыша, а на восьмой внезапно поднялся, как здоровый, и сказал окружавшей его братии: «Отцы и братия! Я нераскаявшийся грешник, но мне явились отцы наши Антоний и Феодосий и сказали: «Мы молились за тебя, и Господь дал тебе время для покаяния». Потом видел я Богородицу, и Она сказала мне: «Еразм! Поскольку ты украсил Церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в Царстве Сына Моего! Покайся, облекись в ангельский образ, а в третий день возьму Я тебя к Себе как возлюбившего благолепие дома Моего»». Еразм покаялся, принял схиму, на третий день умер и был погребён в Ближних пещерах.