Седмица 21-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:18 И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
1:19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
1:20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
1:21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
1:22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
1:23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
Евангелие от Луки
8:22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.
8:23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.
8:24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
8:25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
Надежда на Бога, живое чувство веры, понимание того, что Бог защитит и восстановит справедливость, и создают внутреннее спокойствие человека. Терпение как броня ограждает внутреннее состояние нашей души от всяких внешних злых и греховных обстоятельств, и терпение становится ступенью на пути к Царствию Божию. И потому так понятны слова Спасителя, которые мы читаем в Евангелии: терпением стяжите души ваши (см. Лк. 21, 19).
Укрощение бури
В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
Лк. 8: 22-25
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о буре, которая настигла Иисуса с учениками во время их плавания в лодке. Для уточнения смысла этого евангельского повествования полезно взглянуть на те ветхозаветные рассказы, которые могут восприниматься как его прообразы.
В истории Исхода описывается, как «простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14:21–22). Здесь многие детали соответствуют рассказу синоптиков об усмирении бури на море: чудо приписывается прямому вмешательству Бога; чудо совершается при непосредственном участии конкретного человека; в рассказе упоминается сильный ветер; результатом чуда становится спасение людей от смертельной опасности.
Когда пророк Иона хотел убежать от лица Божия, «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться». Корабельщики стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его, а Иона, между тем, «спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул». Иону будят и спрашивают: «Что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас и мы не погибнем». Бросают жребий; выясняется, что Иона является виновником бури; он предлагает бросить его в море; его спутники поначалу отказываются. Лишь после того, как они, будучи язычниками, воззвали к Богу Израиля и бросили Иону в море, «утихло море от ярости своей. И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты» (Ион. 1:4–16). В этом рассказе, опять же, многие детали напоминают евангельский эпизод: буря на море; угроза гибели; сон главного героя; его пробуждение; упрек в его адрес; внезапное прекращение бури благодаря прямому вмешательству Бога; страх перед Богом, выраженный свидетелями чуда.
Все приведенные ветхозаветные рассказы, так же как и многие другие эпизоды, где вода сверхъестественным образом реагирует на действие Бога (Нав. 3:14–17) или пророка (4 Цар. 2:8, 14), были хорошо известны Евангелистам. Однако было бы в высшей степени неверно и нечестно по отношению к евангельскому тексту подозревать его авторов, как это делают некоторые ученые, в том, что они «смоделировали» рассказ о чуде на основе ветхозаветных чудес. Речь в их рассказах идет о событии, свидетелями которого были многие люди, которое прочно отложилось в памяти Евангелистов или тех, с чьих слов Евангелисты — каждый по-своему — записали эту историю.
Первозданный человек был создан властелином природы, которая должна была служить ему и безоговорочно подчиняться его слову. После грехопадения человек утратил эту силу. Богочеловек Иисус в Своем лице восстанавливает утраченную власть человека над природой. Он властно повелевает ветру и морю, и оно безоговорочно подчиняется Ему, подобно тому, как Его слову подчинялись бесы и Его слово избавляло людей от болезней.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ТРАДИЦИЯ МНОГОДНЕВНОГО СЛУЖЕНИЯ ЛИТУРГИИ ПОСЛЕ ХИРОТОНИИ
Блаженный Симеон Солунский (†1429), отвечая на вопрос: «Для чего рукоположенный диакон в течение семи дней непрерывно совершает литургию, равно как и пресвитер?» – пишет: «В течение семи дней сряду он совершает литургию со священником, как в честь даров Духа, так и для того, чтобы научиться делу, а равно и для того, чтобы дело Божие отнюдь не прекращалось в продолжение седмицы дней, которая означает настоящую, по седмицам протекающую, жизнь нашу, в которую во всю непрестанно мы должны совершать дело Божие. Ибо в будущей жизни будет единый и неизменяющийся день, и совершение дела Божия единое и непрестанное». Вопрос, рассмотренный святым Симеоном, свидетельствует о современной ему практике Греческой Церкви. В России сложился обычай служения сорокоуста после хиротонии, но смысл его тот же.
БОГОСЛУЖЕБНАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ТРАДИЦИЯ ПО АПОКАЛИПСИСУ
Апокалипсис отражает литургическую практику древней Церкви и показывает, насколько стройный порядок был выработан в богослужении уже к концу I века. Литургическая тема пронизывает всё послание. Подобный Сыну Человеческому явился апостолу на острове Патмос «в день воскресный» (Откр. 1:10), то есть в день богослужебного собрания. Вступление (Откр. 1:1–8) и заключение (Откр. 22:6–21) имеют черты богослужебного диалога между чтецом и общиной (например: «блажен читающий и слушающий слова пророчества сего» (Откр 1:3)). Как и другие послания апостолов, Откровение предполагало прочтение на богослужебных собраниях. Одно из главных видений книги – Бог, сидящий на Престоле, Агнец, «как бы закланный», и 24 старца (4-я глава) – создаёт картину литургии, совершаемой епископом с сонмом пресвитеров, падающих ниц пред Престолом и Агнцем – в то время, как херувимы поют: «Свят, свят, свят Господь…» Под Престолом – души убиенных за слово Божие; это гробы мучеников, на которых первые христиане совершали Евхаристию.