Седмица 31-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
6:10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
6:11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
6:12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
6:13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
6:14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
6:15 и обув ноги в готовность благовествовать мир;
6:16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
6:17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Евангелие от Матфея
4:1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
4:2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
4:3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4:4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
4:5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
4:6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
4:7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
4:8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
4:9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
4:10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
4:11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Бывает так, что человек, пребывающий в злобе, — а злоба порок, который проявляет в полной мере грех, — всё, что делает, мыслит и говорит, наполняет этой злобой. Его слова становятся исполненными злобы. Мы говорим в таком случае, что человек злословит, то есть говорит злые слова в адрес другого. В таком случае осуждение является точным диагнозом внутреннего состояния того, кто злословит; и состояние это страшное, губительное, потому что там, где зло, там диавол. Вне зависимости от того, осуждаем ли мы людей в качестве развлечения, заполнения пустого времени, или защищая самих себя, или просто изливая вовне свое тяжелейшее внутреннее состояние, мы совершаем грех, который влияет на наше духовное состояние, а значит, на наше спасение.
О верности в малом
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.
Лк. 16: 10-15
Слова «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом», с которых начинается сегодняшнее евангельское чтение, говорят о том, что человек, сумевший правильно распорядиться «малым», то есть земным богатством, получит богатство небесное. Эти слова напоминают то, что в притче о талантах господин говорит двум рабам, правильно употребившим полученные от него деньги: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21, 23).
В контексте сказанного дополнительные обертоны приобретает и приведенное в комментарии к притче изречение, которое мы встречаем также в Нагорной проповеди: о том, что человек не может служить двум господам (Мф. 6:24). Маммона существует не для того, чтобы человек служил ей, как своему господину, но для того, чтобы человек распоряжался ей, как домоправитель распоряжается чужим имуществом. Человек ничего не может создать из ничего. Даже если он что-то приобрел своим собственным трудом, это произошло благодаря тому, что Бог дал ему соответствующие способности, возможности, благоприятные сопутствующие обстоятельства. И Бог ожидает, что человек будет возвращать хотя бы часть этого богатства Ему посредством милостыни, оказываемой бедным.
Бог призывает человека быть таким же щедрым по отношению к своим ближним, каким Сам Он являет Себя по отношению к человеку. Эта щедрость может касаться не только богатств материальных: человек призван делиться с другими своими интеллектуальными, душевными и духовными богатствами. Поступая так, он тоже действует подобно мудрому управителю, с максимальной пользой для себя распорядившемуся имуществом своего господина.
Евангелие дня с митрополитом Иларионом также доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СЛУЖЕНИЕ ПРОРОКА АГГЕЯ
Пророк Аггей был первым пророком после вавилонского плена. Из-за малого объёма своей книги он относится к малым пророкам. Время его служения приходится на первую половину VI века до Рождества Христова. Согласно преданию, пророк родился в вавилонском пленении в священнической семье и юношей прибыл в Иерусалим. Здесь он стал очевидцем возрождения Иерусалимского храма. Иудеи, вернувшиеся из плена, сначала стали ревностно восстанавливать храм, но затем из-за нищеты потеряли к нему интерес и сосредоточились на устроении личных жилищ. Пророк говорит, что нищета – это не причина того, что у них всё плохо, а следствие нерадения о доме Божием. Пророк Аггей вдохновил иудеев вернуться к делу возведения храма, предсказав, что его слава превзойдёт славу храма Соломонова, так как в нём будет явлен Мессия-Христос.
О ПЛОДАХ ОДНОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА
В житиях святых можно найти удивительные истории о паломниках, получивших благодать в святых местах. Среди них повесть о преподобных Симеоне и Иоанне (начало VI века) – двух сирийцах, подружившихся во время паломничества в Иерусалим. Их так вдохновил Иерусалим, что они решили оставить прежний образ жизни (Иоанну было 22 года, и он недавно женился) и стать монахами. Они приняли постриг в монастыре преподобного Герасима Иорданского и ушли в пустыню к Мёртвому морю. Через 30 лет отшельничества преподобный Симеон сказал, что нужно вернуться в мир, чтобы властью Христовой вернуть его на путь спасения. Преподобный Иоанн, решив, что друг впал в прелесть, пытался его отговорить, но убедившись, что есть на это воля Божия, отпустил. Преподобный Симеон вновь посетил Иерусалим, после чего вступил на путь юродства, буквально исполнив слова: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3:18). Своим поведением и чудесами он многих привёл на путь покаяния.