Седмица 14-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
12:20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
12:21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
13:1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
13:2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Евангелие от Марка
4:24 И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.
4:25 Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.
4:26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
4:27 и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он,
4:28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
4:29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
4:30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
4:31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
4:32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.
4:33 И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.
4:34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Притчи о посеве и горчичном зерне
И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Мк. 4: 24-34
Сегодня в Евангелии от Марка мы читаем притчи о Царствии Божием. Царство Божие не поддается определению, потому что оно выше любого определения. В учении Иисуса оно объясняется через серию уподоблений, на которых построены Его притчи. В миссии Иисуса учение о Царстве раскрывается, прежде всего, через Его страдания, смерть и воскресение. В конечном итоге, Царство Божие тождественно Самому Иисусу, Который есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).
Притча о горчичном зерне имеется у трех синоптиков, в то время как притча о семени в земле содержится только в Евангелии от Марка. Основной посыл притчи о семени в земле заключается в прилагательном, которое использовано в качестве наречия и переводится как «сама собою». В Новом Завете это прилагательное в том же значении употребляется только дважды: второй раз — в рассказе из Деяний апостольских о том, как Петр в сопровождении ангела вышел из темницы и прошел через городские ворота, которые «сами собою отворились им» (Деян. 12:10). После того, как человек бросает в землю семя, все происходит само собою: семя встает и растет благодаря природной силе земли.
Святитель Григорий Двоеслов приводит символическое объяснение этой притчи: «“Произвести зелень“, конечно, означает начать делать добро. Стебелек переходит в “колос“, то есть, зародившись в душе, добродетель возрастает в делании добра. В колосе созревает “полное зерно“: добродетель укрепилась настолько, что становится постоянной и совершенной. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва».
Символическое толкование часто дается и притче о горчичном зерне. Так, Климент Александрийский пишет: «Слово, возвещающее о Царствии Небесном, резко и остро, будто горчица. Оно порождает желчь, то есть гнев, а жар, то есть гордость, рассекает, и от этого заново приобретаются истинное здоровье души и вечное благорастворение. Поросль же слова настолько разрослась, что родившееся из него дерево (а это утвержденная повсюду на земле Церковь Христова) собою наполнило все, так что на ветвях его свили себе гнезда птицы небесные, то есть Божьи ангелы и возвышенные души».
К Царству Божиему человек может приобщиться — и через учение Иисуса, и через Церковь, причем без отрыва от повседневной жизни. Иисус не выдергивает людей из мира, подобно пшенице, которую рабы домовладыки предлагали собрать, не дожидаясь жатвы. И для того, чтобы приобщиться к Его Царству, ни сеятели, ни жнецы, ни рыбаки не обязаны отказываться от своей профессии. Они лишь должны научиться за повседневностью видеть то измерение, которое открывает Иисус и которое Он обозначил этим таинственным словосочетанием: Царствие Божие.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ ОБ УСПЕНИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Самый очевидный пример торжества над смертью видим мы в Пречистой Матери Господа. Она склонилась в гробе только для краткого отдохновения плоти. Говорим «для краткого» потому, что, по свидетельству Предания, на третий день после Её смерти уже не найдено в гробе Пречистого тела Её – оно воскрешено и взято было на небо, где вместе с душой стало наслаждаться блаженством небесным. За Божией Матерью видим апостолов и мучеников, которые встречают смерть с радостью, как величайшего друга, который взамен скоропреходящих благ настоящего мира или взамен его бед и скорбей дарствует вечные радости Царства. За ними видим всех святых, которые смотрели на смерть также с радостью, видя в ней конец земных трудов и начало небесной славы. Святая Церковь старается и в нас поселить такое же бесстрашие к смерти.
О ВНЕШНЕМ ОБЛИКЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
По преданию, сохранённому церковным историком Никифором Каллистом (XIII–XIV века), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-чёрные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далёкая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что ещё и теперь доказывает Её священный головной покров. Коротко сказать, во всех Её действиях обнаруживалась особая благодать». Святой Дионисий Ареопагит, видевший Богородицу в Иерусалиме, писал: «изнемогло сердце моё, изнемог дух мой во мне от Её Божественной славы и благодати».