Седмица 12-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
7:1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, || очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
7:2 Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.
7:3 Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить.
7:4 Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.
7:5 Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи.
7:6 Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита,
7:7 и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.
7:8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то́ опечалило вас, впрочем на время.
7:9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.
7:10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
Евангелие от Марка
1:29 Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном.
1:30 Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней.
1:31 Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
1:32 При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых.
1:33 И весь город собрался к дверям.
1:34 И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
1:35 А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
Важно понимать, что церковнославянский язык – это не далекое прошлое, а наше настоящее. Язык богослужения, несомненно, может претерпевать и претерпевает изменения. Церковнославянский язык, как и всякий язык, тоже развивается. Это хорошо видно, когда совершаешь богослужение, используя богослужебные книги разного времени. Даже славянский Евангельский текст, хорошо известный на слух любому воцерковленному православному человеку, предстает совершенно иным, если вы читаете Евангелия по тексту XVII века. Изучение церковнославянского языка и обучение этому языку – важная общецерковная задача.
Исцеление тещи Петра
Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном. Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им. При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.
Мк. 1: 29-35
Одним из первых чудес Иисуса, отмеченных в трех синоптических Евангелиях, было исцеление тещи Петра. У Матфея это третий из описываемых случаев исцеления: он следует сразу же за рассказом об исцелении слуги капернаумского сотника. У Марка и Луки это первое исцеление: рассказ о нем помещен после повествования о первом случае изгнания нечистого духа из одержимого.
Во времена Иисуса горячка (высокая температура, жар) считалась болезнью, а не симптомом разных болезней. Судя по контексту, исцеление тещи не было главной целью посещения Иисусом дома Петра. Вероятнее всего, Он пришел к Петру пообедать: об этом свидетельствуют завершающие рассказ о том, что женщина, исцелившись, встала и служила им (глагол «служить», как и в Ин. 12:2, употреблен в значении «готовить», «накрывать на стол», «подавать пищу»; так понимает это место и Златоуст).
Не исключено, что болезнь тещи была неожиданностью и для Петра, пригласившего Иисуса в дом. Из всех трех повествований следует, что болезнь тещи обнаружилась только после того, как Иисус с учениками вошел в дом.
Святитель Иоанн Златоуст думает по-другому: «Имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, он не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его. Так он с самого начала научался предпочитать выгоды других своим. Итак, не Петр приводит Его в дом, но Он сам по собственной воле пришел, после того как сотник сказал: „я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой“, показывая, сколько Он благоволил к ученику».
В завершение сегодняшнего евангельского фрагмента мы читаем, что Иисус ранним утром удалился помолиться в пустынное место. Привычку Иисуса удаляться от всех, чтобы молиться наедине, Иоанн Кронштадтский называет образцом для нас: «Смотри, человек, на образец твой: как Господь искал случая помолиться Богу, Отцу Своему. Быв постоянно с народом, который с трудом мог расстаться с Ним на несколько часов ночи, Он улучил минуту общего покоя и удалился в пустое место — для молитвы».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
О ПАЛЕСТИНСКОМ ПОДВИЖНИКЕ ПРЕПОДОБНОМ КОСМЕ
Преподобный Косма отшельник жил в VI веке в Фаранской пустыне (Палестина). Он был истинным монахом и твёрдым ревнителем Православия. Святой был сведущ в Священном Писании и творениях святых отцов и учителей Церкви. В святоотеческом наследии преподобный особенно выделял святителя Афанасия Александрийского (295–393). В беседе с иноком Василием, как-то пришедшим в Лавру Фаран, преподобный сказал: «Если ты встретишь слово святого Афанасия и не будешь иметь при себе бумаги, запиши его на своей одежде». Отцы Лавры заметили, что у преподобного Космы был обычай так чтить день Господень: еженедельно ночь под воскресенье он проводил стоя, пел псалмы и читал в келлии и в храме, не садясь, с восходом же солнца, окончив молитвенное правило, садился и читал Святое Евангелие – до начала часов и Божественной литургии.
МОНАШЕСКАЯ ИСТОРИЯ О ПАДШЕМ И ПОКАЯВШЕМСЯ БРАТЕ
Преподобный Иоанн Ликопольский рассказывал духовным детям о монахе, который много лет жил в пустыне и уже в старости подвергся тяжёлому искушению. По любви к аскезе и созерцанию он жил как бестелесный: не возделывал земли, не заботился о пропитании, но был исполнен упования на Бога. Господь, милуя его, посылал ему хлеб на два-три дня. Когда, ощутив потребность в пище, входил он в пещеру, то находил на столе хлеб. Как-то ему пришла мысль, что он уже свят и выше других людей. Следствием этой мысли стала беспечность в молитве и самоуверенность. Какое-то время он ещё находил пищу на столе, но всё менее ей удовлетворялся, и помысел побуждал его выйти в мир. Однажды он так и сделал. Пришёл в некий монастырь и был упокоен братьями, как святой. По их просьбе дал им наставление, как сражаться с грехом. Уча, подумал о себе и устыдился. Вернувшись в пустыню, плакал о своём поражении, пока не услышал голос Ангела, что Бог принял его покаяние. Но с тех пор он своими трудами добывал себе пропитание.