Седмица 8-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
9:13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
9:14 Та́к и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
9:15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы та́к было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
9:16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
9:17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение.
9:18 За что́ же мне награда? За то́, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании.
Евангелие от Матфея
16:1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
16:2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;
16:3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
16:4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.
16:5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
16:6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Если мы ожидаем от Бога чудес, желая получить помощь и поддержку в обретении власти, силы, денег, могущества, то не нужно зря тратить время. Ни власть, ни сила, ни могущество в ответ на подобное стремление Богом не посылаются, потому что ни власть, ни деньги, ни могущество не спасают человека. Не встретятся с Господом те, кто желал бы привлечь Его чудодейственную силу, чтобы накормить себя, причем как можно лучше, и не только накормить, но и иметь как можно больше материальных ценностей. Господь не ответит ни на одну молитву с просьбой сделать нас богаче, не тратьте на это время! Господь также не ответит на молитвы, в которых мы просили бы Его: «Сделай меня архиепископом или митрополитом, генералом, губернатором или президентом!» Господь глух к таким молитвам. Но Он открыт к тем, кто с искренней верой идет к Нему. А чтобы идти к Нему, нужно видеть цель человеческой жизни, нужно уметь отличать добро от зла, подлинные ценности от мишуры современной жизни.
О закваске фарисейской и саддукейской
И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
Мф. 16:1-6
Краткий диалог с фарисеями, ищущими знамение, который мы читаем сегодня, вставлен между рассказом о насыщении четырех тысяч и обращенным к ученикам призывом Иисуса беречься закваски фарисейской. Речь в диалоге идет о том «знамении», которого фарисеи неоднократно требовали от Иисуса и которое Он всякий раз отказывался совершить (Мф. 12:38–39; 16:1-4; Лк. 11:16; 11:29; 12:54–56; Ин. 6:30).
Под «знамениями времен» Иисус понимает, прежде всего, Свои деяния, которые, несмотря на наличие в них всех признаков «знамений и чудес», не вразумляют тех, у кого сердце окаменело, очи и уши закрыты. К этой категории лиц относятся, прежде всего, фарисеи, саддукеи и книжники. Но и ученики Иисуса никак не могут усвоить уроки, которые Он вновь и вновь преподает им. Они продолжают мыслить исключительно земными категориями: недоумевают, где можно достать хлеб в пустыне, а слова о закваске фарисейской понимают в том смысле, что они не взяли с собой хлеб.
В совокупности три эпизода — насыщение четырех тысяч, диалог с фарисеями и диалог с учениками — составляют повествование, прообразом которого является рассказ об исходе Израильского народа из Египта. Вопрос учеников о том, где взять хлеб в пустыне, является отдаленной аллюзией на ропот Израильтян: «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх. 16:3). Требование фарисеев показать знамение напоминает о требованиях, которые народ выдвигал в адрес Моисея, об ответе Моисея «что искушаете Господа?» и о чуде, которое он сотворил, изведя воду из камня (Исх. 17:1–7). Слова Иисуса о «роде сем» и то, что Иисус покинул тех, кто требовал знамение, напоминают слова Бога об Израильском народе: «Сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор. 32:20). Диалог о закваске является аллюзией на празднование пасхи, когда в домах уничтожается все квасное (Исх. 12:15, 19; 13:6–7).
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ АНАТОЛИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО
Святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода. В юности он получил философское образование, а затем принял священный сан от святителя Кирилла Александрийского. Святитель Анатолий был участником III и IV Вселенских Соборов и ревностным борцом за чистоту веры. Из канонических деяний святителя особенно выделяется 28-е правило IV Вселенского Собора о значимости Константинопольского Патриаршего Престола, которое он отстаивал в посланиях святителю Льву, папе Римскому. Святитель Анатолий внес также большой вклад в литургическую сокровищницу Православной Церкви. Он сочинил стихиры на воскресные дни (на все восемь гласов), на некоторые Господские праздники (Рождество Христово, Богоявление) и дни мучеников. В богослужебных книгах они кратко обозначаются: «Анатолиевы».
ВИДЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ МАКАРИЯ МОСКОВСКОГО ОБ ИМПЕРАТОРЕ НИКОЛАЕ II
Я видел поле. По дороге шёл Спаситель. Я пошёл за Ним. Мы подошли к огромной арке, украшенной звёздами, через которую Спаситель вошёл в дивный сад, а я остался у порога и проснулся. Вскоре я снова заснул и увидел, что за аркой, рядом со Спасителем, стоял царь Николай. Спаситель сказал царю: «Ты видишь в руке Моей две чаши: одна из них горька для твоего народа, и другая сладка для тебя». Царь упал на колени и умолял Господа позволить ему выпить горькую чашу вместе со своим народом. Господь долго не соглашался, но царь умолял неотступно, и тогда Он вынул из горькой чаши большой горящий уголь и положил его царю на ладонь. Царь стал перебрасывать уголь из руки в руку, и его тело начало светлеть пока не сделалось ярким и сияющим. Я снова проснулся и, заснув ещё раз, увидел огромное поле, покрытое цветами. Посреди поля стоял царь, окружённый множеством народа, которому он раздавал манну. В этот момент невидимый голос сказал: «Царь взял на себя вину русского народа, и русский народ прощён».