Седмица 3-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
10:9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10:10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
10:11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
10:12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
10:13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
10:14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
10:15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
10:16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
Послание апостола Павла к Евреям
7:26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
7:27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
7:28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
8:1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
8:2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Евангелие от Матфея
5:14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
5:15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
5:16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
5:19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Мы ужасаемся, слушая новости о том, как совершаемое зло представляется добром, а добро замалчивается или обвиняется как зло. Почему же все это происходит? А потому что люди отвергают свет и заставляют всех других считать, что света нет. А свет-то есть. И суд состоит в том, что свет явился миру (ср. Ин. 3, 16–19). И сколько бы ни восставал враг рода человеческого на Евангелие, как бы ни пытался он затушить этот свет, возбуждая человеческие страсти, вкладывая в сознание людей ложную философию, раскрепощая страсти, формируя идею о том, что грех есть и не грех вовсе, а наслаждение, радость жизни, единственно правильная модель поведения, – он не может затушить истинный свет. Ведь это Божественный свет, и его лучи высвечивают и правду, и ложь, как бы ложь ни скрывалась и как бы правда ни разрушалась, потому что в этом свете видно отчетливо, что’ есть ложь, а что правда, что добро, а что зло.
Продолжение беседы о небесном хлебе
Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Ин. 6: 48-54
«Я есмь хлеб жизни», — говорит Господь в сегодняшнем отрывке Евангелия от Иоанна.
Нам, читающим беседу о небесном хлебе в свете христианского учения о Евхаристии, трудно в полной мере понять то удивление и негодование, которое эта беседа могла вызвать у неподготовленного слушателя. Представим себе на минуту, что к нам придет человек, который будет говорить о возвышенных духовных предметах, а под конец скажет: для того, чтобы вам было хорошо, вы должны съесть мою плоть и выпить мою кровь. Вряд ли наша реакция сильно отличалась бы от той, которую зафиксировал Евангелист Иоанн. Между тем, буквальный смысл того, что говорил Иисус, был именно такой. И обращен он был к тем людям, которые помнили ветхозаветные запреты на вкушение «плоти и крови». Для чего Иисус предлагал им то, что для них было заведомо невыполнимо?
Ответ на этот вопрос кроется в особых и неповторимых формах общения, которыми Иисус пользовался для передачи Своего учения. Многие истины Он выражал притчами. Не все сказанные Им слова были понятны сразу. Результатом беседы о небесном хлебе становится отход значительного числа учеников от Иисуса — тех, кто не смогли вместить то, что Он говорил. Те же, которые не отошли, вряд ли поняли намного больше того, что могли понять соблазнившиеся и отошедшие. Но доверие к Учителю превозмогло, и они остались с Ним. Смысл слов, которые они тогда услышали и не поняли, откроется им после воскресения Иисуса. Ученики вспомнят об этой беседе и поймут, о чем говорил Иисус, когда хлеб, сходящий с небес, станет основой литургической жизни их общины.
Чудо умножения хлебов, после которого происходит беседа о небесном хлебе, с самого начала бытия на земле Церкви Христовой воспринималось как образ и прообраз Святой Евхаристии, которую мы получаем из рук Самого Господа. Господь Своей Божественной силой претворяет хлеб и вино в Свое Животворящее Тело и Свою Честную Кровь, Которые питают не пять, не пятьдесят, не пятьсот тысяч, а миллионы людей по всему миру. Когда человек принимает пищу, эта пища усваивается его организмом, впитывается в плоть и кровь человека и становится частью его плоти. Когда человек принимает внутрь себя Божественный Хлеб — Тело Христово, то таинственным образом этот хлеб соединяется с телом человека и Тело Христово становится частицей нашего тела, а Кровь Христова — частью нашей крови. Это и есть то самое неизреченное и непостижимое уму соединение Бога и человека, которое возможно только в христианской Церкви и ради которого Господь пришел на землю.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ОБРАЩЕНИЕ АКТЁРА КО ХРИСТУ
Святой мученик Ардалион (начало IV века) был мимическим актёром. В разгар гонений, устроенных императором Максимианом Галерием, Ардалион участвовал в спектакле, где играл христианина, подвешенного на дыбе. Ардалион очень правдоподобно представлял мучение. Когда его повесили и стали строгать тело, публика пришла в восторг от его игры. Но Ардалион вдруг прервал крики одобрения его искусству и во всеуслышание исповедал веру во Христа. Присутствовавший на представлении префект попытался обратить всё в шутку, но Ардалион потребовал признать себя христианином, после чего был подвергнут пыткам и сожжён на костре. Блаженный Феодорит Кирский приводит немало примеров подобного обращения ко Христу актёров, изображавших Таинство Крещения или мучения за Христа.
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКАРИЙ ЕГИПЕТСКИЙ О ПОДРАЖАНИИ МЁРТВЫМ ДЛЯ СПАСЕНИЯ
К преподобному Макарию Египетско‑ му пришёл некий инок и спросил его: «Авва, что мне сделать, чтобы спастись?» В ответ Макарий послал его на кладбище ругать умерших. Инок пошёл на кладбище и, как ска‑ зал ему преподобный, начал там вовсю бранить мертвецов. Вернувшись после этого, он рассказал обо всём преподобному, и тот спросил его: «Сказали ли тебе что-либо умершие?» «Нет, ничего не сказали» – ответил инок. Тогда Макарий опять послал его на клад‑ бище: «Иди и теперь хвали их». Монах пошёл и начал ублажать мертвецов разными похвала‑ ми. Вернувшись, он рассказал преподобному, что хвалил умерших. «И теперь мёртвые ниче‑ го не отвечали тебе?» – спросил Макарий. «Нет, не отвечали», – ответил инок. Тогда святой дал ему такое наставление: «Когда ты бранил умер‑ ших и когда ублажал их похвалами, они ничего тебе не отвечали. Так и ты, если желаешь спастись, будь как мертвец. Если тебя бесчестят – не гневайся; если хвалят – не превозносись. Поступая так, как эти мертвецы, спасёшься».