Светлое Христово Воскресение. Пасха
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Пасха - Светлое Христово Воскресение
1:1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
1:2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
1:3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
1:4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
1:5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
1:6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
1:7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
1:8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Евангелие от Иоанна
1:1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
1:2 Оно было в начале у Бога.
1:3 Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
1:4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
1:5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
1:6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
1:7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
1:8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
1:9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
1:10 В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.
1:11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
1:12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
1:13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
1:14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
1:15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
1:16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
1:17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Евангелие от Иоанна
20:19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20:20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
20:21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
20:22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
20:23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
20:24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
20:25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
Из года в год благая весть о Воскресении победно звучит, побуждая нас воздать хвалу Богу и Спасителю, смертью смерть поправшему и соделавшему нас причастниками грядущей вечной жизни. Празднуя этот праздников праздник и торжество торжеств, мы с особым духовным чувством вспоминаем искупительный подвиг Спасителя мира, Его крестные страдания и Светлое Воскресение. Пасха – это победа, дарованная нам Богом. Со времен апостолов и доныне Церковь проповедует о Воскресении Христа как о величайшем чуде в истории человечества. Она говорит об этом чуде не только как о Евангельском факте, но как о судьбоносном событии для всех, кто принял пасхальное благовестие. Воскресение Христово, совершенное Господом искупление падшего мира – это самая большая радость, которую может испытывать человек. Как бы сложна ни была наша жизнь, какие бы житейские невзгоды нас ни обуревали, какие бы скорби от людей и несовершенства окружающего мира мы ни терпели, – все это ничто по сравнению с той духовной радостью, с той надеждой на вечное спасение, которое дарует нам Бог.
В начале было Слово
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Ин. 1: 1-17
В Пасхальную ночь звучит пролог к Евангелию от Иоанна. В первых пяти стихах пролога перед нами — целая серия богословских утверждений, каждое из которых (за исключением самого первого) связано с предыдущим, вытекает из него и дополняет его. Ключевые богословские понятия — начало, Слово, Бог, жизнь, свет — нанизываются на один и тот же смысловой стержень. Центральным в данной цепочке высказываний является утверждение о том, что «Слово было Бог». Именно это утверждение можно считать ключом к пониманию всего четвертого Евангелия.
Буквальный перевод первой фразы пролога звучит так: «В начале было Слово, и слово было к Богу, и Слово было Богом». Предлог «к» указывает не столько на принадлежность, сколько на направление движения. Эта фраза указывает на изначальную, предвечную обращенность Слова Божия к Своему источнику — Богу. Фраза «Оно было в начале у Бога» является смысловым повтором, замыкающим первое богословское утверждение Иоанна: Слово Божие изначально было у Бога, Оно не появилось в какой-то определенный момент времени или на каком-то этапе истории, Оно существовало всегда, неотъемлемо от Самого Бога.
Слово Божие связано с Духом Божиим: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). При сотворении мира Слово и Дух действуют совместно: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их» (Пс. 32:6). Этот стих псалма привлек особое внимание христианских толкователей, которые увидели в нем указание на участие Слова Божия и Святого Духа в сотворении мира.
В Евангелии от Иоанна Иисус говорит о Своем Отце как источнике жизни и о Самом Себе как источнике жизни: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). О Себе Он также говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Под жизнью здесь понимается то, что во многих других случаях в Евангелиях обозначается понятием «жизнь вечная». Это не просто жизнь в ее временном, земном измерении: это то вечное бытие, для которого Бог создал людей. «Жизнь вечная» на языке Евангелий синонимична «Царству Небесному».
Сын Божий, как и Бог Отец, является источником жизни: Он дает жизнь верующим в Него (Ин. 10:28). Своим ученикам Иисус говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25-26). Приобщение к жизни и избавление от смерти ставится здесь в прямую зависимость от веры в Иисуса как Сына Божия. Если мы посмотрим на историю ранней Церкви, как она изложена в Книге Деяний и в посланиях апостола Павла, мы увидим, что в первоначальной христианской проповеди акцент делался отнюдь не на нравственном учении Иисуса. Апостолы говорили, прежде всего, о Его смерти и воскресении. Вечная жизнь и воскресение являются центром христианского учения.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СХОЖДЕНИЕ БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ
В Великую Субботу в иерусалимском Храме Воскресения Христова из Гроба Господня выносится Благодатный Огонь. Источники V–VII веков говорят о проводившемся в Великую Субботу чине «возжжения вечернего света». Сведения о схождении огня как о чуде относятся к IX веку. По окончании крестного хода Иерусалимский Патриарх разоблачается и входит в Кувуклию, сопровождаемый армянским архиереем, который остаётся в Приделе Ангела. Патриарх проходит непосредственно в Гроб Господень и там молится. В это время многие замечают вспышки света, спускающиеся из-под купола храма. После этого внутри Кувуклии появляется свет. Из окошек Кувуклии Патриарх и армянский архиерей передают пучки свечей, которые тут же разносятся по всему храму. Свойства этого огня необычны – первое время он не обжигает.
ОБ АРТОСАХ
Употребление артоса восходит к древнему апостольскому обычаю. По преданию, приступая к трапезе, святые апостолы имели обычай оставлять незанятым место, на котором возлежал с ними Господь Иисус Христос, а напротив того места полагали, как бы для Него, часть хлеба. Этот обычай свято сохранялся потом в христианской Церкви и нашёл своё выражение в освящении, раздроблении и раздаянии артоса в дни празднования святой Пасхи и в особом чине о панагии, который совершается в иноческих обителях. Артос, полагаемый в день святой Пасхи в храме, должен напоминать о невидимом присутствии с нами Воскресшего Господа. В Светлую cубботу артос раздробляется и раздаётся для вкушения верующим. В молитве при этом испрашивается, «да вси вкушающии от него, телесного и душевного благословенья и здравия сподобятся».
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ О ВОССТАНИИ ХРИСТА В ПРОРОЧЕСТВАХ ПРОРОКА АВВАКУМА
На стражу мою стал, – говорит чудный Аввакум (2:1). – Стану с ним ныне я, поданным мне от Духа власти и созерцанию; посмотрю и узнаю, что будет мне показано и что сказано. Я стоял и смотрел: и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий, и образ его, как вид Ангела (Суд. 13:6), и одежда его, как блистание летящей молнии. Он воздел руку к востоку, воскликнул громким голосом (а глас его, как глас трубы, и вокруг его как бы воинство небесное) и сказал: «Ныне спасение миру, миру видимому и миру невидимому! Христос из мёртвых – восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей – восходите и вы; Христос из гроба – освобождайтесь от уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый: кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5:17); обновляйтесь». Так говорил он, а другие воспели то же, что и прежде, когда явился нам Христос через дольнее рождение: Слава в вышних Богу, и на земле мир, во человеках благоволение (Лк. 2:14) (Слово 45, на святую Пасху).
СВТЯТОЙ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ О ПРАЗДНИКЕ ПАСХИ
Воскресение Христово есть для нас источник размышления, созерцания, удивления, благодарности, надежды, всегда полный, всегда новый, сколь ни давно, сколь ни часто из него почерпаем; оно есть вечная новость. И по сему-то, сколь ни уверены мы друг о друге, что каждому из нас известно воскресение Христово, однако желаем тысячекратно возвещать друг другу, как неслыханную весть: «Христос воскресе». Сколь ни удостоверены в истине сего события, засвидетельствованного очевидцами Воскресшего, доказанного знамениями и чудесами, не оспоримого врагами Христианства, еще однако жаждем слышать подтверждение, яко «воистинну воскресе Христос»! Какое разнообразие духовной пищи представляет нам Пасха наша, воскресший Христос. Питается ли теперь ею душа твоя? Действительно ли «вкушаешь» ты, «яко благ Господь» (Пс. 33: 9)? Если чувствуешь себя недостойным радости: возрадуйся о той дивной благости, которая и недостойнаго не отчуждает от участия в радости. «Ибо радость Господня, сия есть сила наша» (Неем. 8: 10).