Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
24
Февраля / 2025 ГОД
По новому стилю
11
Февраля
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Третье послание Иоанна
1:1 Старец - возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.
1:2 Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя.
1:3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине.
1:4 Для меня нет бо́льшей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.
1:5 Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.
1:6 Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога,
1:7 ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников.
1:8 Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.
1:9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас.
1:10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.
1:11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.
1:12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.
1:13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью,
1:14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.
1:15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.
Евангелие от Луки
19:29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,
19:30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите;
19:31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.
19:32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.
19:33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?
19:34 Они отвечали: он надобен Господу.
19:35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.
19:36 И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.
19:37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
19:38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
19:39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
19:40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
22:7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
22:8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.
22:9 Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить?
22:10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он,
22:11 и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?
22:12 И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте.
22:13 Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
22:14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
22:15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
22:16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
22:17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
22:18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
22:19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
22:20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
22:21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом;
22:22 впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается.
22:23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает.
22:24 Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим.
22:25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
22:26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий.
22:27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
22:28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
22:29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
22:30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.
22:31 И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,
22:32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.
22:33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти.
22:34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
22:35 И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем.
22:36 Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
22:37 ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
22:38 Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно.
22:39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.
 

Цитата Патриарха

Что такое наемник? Наемник – это тот, кто служит за вознаграждение. Наемник – это тот, кто живет своей собственной жизнью; кто личную, семейную жизнь, свои интересы и увлечения ставит в центр своего бытия, а работа, за которую он получает деньги, является для него лишь средством к существованию. Вознаграждение – это главное в том, что делает такой человек вне области своих интересов. Такой человек никогда не будет отдавать жизнь ради своего служения, он испугается опасности, он будет бежать. Мы живем в такое время, когда не должно быть наемников среди священнослужителей, потому что ответственность у священника – не только за его паству, но за весь народ, за страну. На великом перепутье наше Отечество, и от того, какие духовные силы соберет сейчас народ, от того, какую духовную мощь он будет иметь, будет зависеть его будущее, будет зависеть будущее Отечества нашего, всей исторической Руси.

Евангелие дня

Тайная вечеря

И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу. И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? Он сказал им: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо́льшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы́ и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму́; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Лк. 19: 29-40; 22: 7-39

В повествовании Евангелиста Луки о Тайной вечери, которое входит в состав сегодняшнего Евангелия, упоминается спор учеников о первенстве.

О том, что подобные споры возникали среди учеников, свидетельствуют и другие Евангелисты (Мк. 9:33–35), однако только у Луки рассказ вставлен в повествование о Тайной вечере. Это не означает, что спор происходил именно в это время: возможно, Лука по ходу повествования вспомнил эпизод, случившийся ранее (слова «был же и спор» вполне могут восприниматься как указание на событие прошедшего времени). На этот спор Иисус отвечает наставлением о смирении и указанием на собственный пример: «Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:27).

Уникальным для всего корпуса Евангелий является призыв Иисуса купить меч, который звучит в конце сегодняшнего чтения. О каком мече идет речь? Обычно это место понимают в фигуральном смысле — как призыв к готовности дать отпор врагу (диаволу). Вспоминают по этому случаю и слова апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,  потому что наша война не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной... Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:11–12, 14–17).

Однако апостолы говорят Иисусу не о духовном мече, а о двух вполне реальных мечах, имеющихся в их распоряжении. Ответ Иисуса иногда понимают в смысле: «довольно, хватит об этом». Эти же слова можно понять и в том смысле, что двух мечей достаточно.

Возможно, ответ Иисуса содержит в себе горькую иронию: Он готовит учеников к испытаниям, призывают к духовному бодрствованию, используя символические образы мешка, сумы и меча, а они начинают считать имеющиеся в наличии мечи. Как это часто бывало и прежде, Иисус говорит ученикам одно, они слышат другое, понимая буквально то, что сказано Им в переносном смысле.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

События дня

ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ДОСИФЕЯ ПАЛЕСТИНСКОГО

Преподобный Досифей достиг великих добродетелей через послушание старцам Иоанну и Варсонофию. Прожив пять лет в подвиге служения больным, преподобный Досифей сам тяжко занедужил. Терпеливо перенося страдания, он никогда не роптал и беспрестанно молился. Незадолго до смерти он просил передать старцу Варсонофию: «Отче, отпусти меня, не могу больше жить». Тот ответил: «Терпи, чадо, недалеко уже милость Божия». Через несколько дней преподобный Досифей опять послал к старцу сказать: «Владыко мой, не могу больше жить». Тогда преподобный Варсонофий благословил его отойти к Богу и сам просил умиравшего о молитвах за всю братию, когда он предстанет перед Святой Троицей. После своей смерти преподобный Досифей явился одному из подвижников обители с радостным лицом, пребывая в сонме святых.

ЧУДО ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ЕГИПЕТСКОГО

Один распутный египтянин решил обольстить красивую женщину, но она была верна мужу. Распутник пришёл к чародею и попросил, чтобы она полюбила его или чтоб муж её бросил. Чародей сделал что мог. Не сумев склонить сердце жены к распутству, он сделал так, что смотрящим на неё она казалась лошадью. Муж, увидев дома жену в таком образе, позвал пресвитеров, но они не поняли, зачем он показывает им лошадь. Тогда муж отвёл её к преподобному Макарию в пустыню. Ещё когда они шли, святой уже знал, что случилось. Братия же спрашивали мужа, зачем привёл сюда лошадь. Тогда к ним вышел преподобный Макарий и сказал: «Вы смотрите не своими глазами: это женщина, какою и создана; она не превратилась, а только глазам обольщённых кажется такою». Когда он возлил святую воду на главу жены, все увидели женщину. Отпуская супругов, святой сказал жене: «Никогда не оставляй посещать церковь, никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин; несчастие случилось с тобою оттого, что ты уже пять недель не причащалась».

Источник: pravoslavniy-calendar.ru