Седмица 18-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
5:33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
6:1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.
6:2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием:
6:3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
6:4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
6:5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,
6:6 не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,
6:7 служа с усердием, как Господу, а не как человекам,
6:8 зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.
6:9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Евангелие от Луки
9:7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
9:8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9:9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
9:10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
9:11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
Недоумение Ирода
Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
Лк. 9: 7-11
В сегодняшнем Евангелии мы читаем, как молва об Иисусе дошла до царя Ирода, который, услышав «о всём, что делал Иисус», недоумевал: «Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое?» (Лк. 9:9). Репутация пророка перешла к Иисусу от Иоанна: более того, некоторые видели в Иисусе своего рода реинкарнацию Крестителя. Разумеется, иудеи не верили в перевоплощение. Но они верили в то, что дух одного пророка мог перейти в другого, подобно тому как дух Илии перешел в Елисея.
В конце сегодняшнего евангельского чтения звучат слова: «И Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием …». Евангелист Лука, как и Марк, и Иоанн, употребляет словосочетание «Царствие Божие». В новозаветной науке конца XIX — первой половины ХХ века тема Царства Божия получила очень разнообразное толкование. Некоторые исследователи воспринимали Царство Божие исключительно как метафору, указывающую на набор нравственных качеств, главным из которых является любовь. Другие акцентировали вневременной, эсхатологический и апокалиптический характер этого понятия. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Царство Божие — это Сам Иисус.
Как нам думается, в каждой из этих точек зрения есть своя доля правды. Царство Небесное — настолько всеобъемлющее понятие у Иисуса, что его невозможно свести ни к настоящему, ни к будущему, ни к земной реальности, ни к вечности. Царство Божие не имеет ни конкретных земных очертаний, ни конкретного словесного выражения. Оно не может быть локализовано ни во времени, ни в пространстве. Оно обращено не к здешнему, теперешнему и внешнему, а к горнему, будущему и внутреннему. Оно существует параллельно с миром земным, но пересекается с ним в судьбах людей.
Возвещая наступление Царствия Божия, Иисус открывает людям новое измерение жизни, средоточием которого является Бог. Однако весть Иисуса о Царстве Божием не только теоцентрична: она еще и христоцентрична. Иначе она не отличалась бы коренным образом от вести, которую приносили людям ветхозаветные пророки. Ведь они тоже говорили о необходимости покаяния, изменения образа мысли и образа жизни, о действии Бога в истории, о Его присутствии среди людей. Бог Ветхого Завета — это тоже Живой Бог, но только обитающий вдали от людей, на небесах, за облаками, и являющий Свою славу в громах и молниях.
Проповедуя Царство Божие, Иисус проповедует Самого Себя.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ КРИТСКИЙ О КРЕСТЕ ГОСПОДНЕМ
Покланяйтесь Кресту, ибо чрез него мы познали Господа. Крест достопокланяем, ибо благословен Распявшийся на нём. Крест достопокланяем, ибо чрез него мы вкусили сладость спасения. Благословенно древо: чрез него прияли благословение народы. Благословенно древо: на нём Бог распростёрся плотию. Благословенно древо: чрез него разбойник вошёл в рай, и вкушение от сего древа истребило древле вкушённую горечь. Жилище, которое заключил прельщённый Адам, отверз благоразумный разбойник, и откуда Адам был изгнан, туда разбойник призван. Итак, в настоящий день возвысьте гласы свои и принесите славословие с поклонением Христу Сыну Божию. «Вси языцы, елики сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё: яко велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един» (Пс. 85:9–10).
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АРХИПА ГЛИНСКОГО
В 1882 году преподобный Архип и некий священник, отец Н., рассказавший потом эту историю, тёмной ночью возвращались в Глинскую пустынь. Дорога шла по краю глубокого оврага. Кучер и отец Н. предлагали сойти, но преподобный сказал: «Молись Богу, на Него надейся, нас сохранят Ангелы Его». Отцу Н. страшно было ехать в полном мраке по краю пропасти, он мысленно осуждал святого и хотел сойти. Прозревая его мысли, старец сказал: «Сиди, я отвечаю, веруй, Господь не попустит» – и взял его за руку. «Не придется отвечать, когда ринемся головой вниз, не соберёшь и костей», – подумал священник, но покорился. Вдруг появился луч света и осветил лошадей, повозку и овраг, а всё другое осталось во мраке. Отец Н. указал кучеру на чудесное освещение, и тот кивнул молча, чтобы не потревожить старца, молившегося с закрытыми глазами. Когда опасность миновала, преподобный Архип открыл глаза, перекрестился и поблагодарил Бога, а кучер сказал: «Проехали, батюшка!» Луч света исчез, и воцарилась прежняя непроглядная тьма.