Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
23
Июля / 2024 ГОД
По новому стилю
10
Июля
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Послание апостола Павла к Римлянам
14:9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
14:10 А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
14:11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
14:12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
14:13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14:14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
14:15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
14:16 Да не хулится ваше доброе.
14:17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
14:18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Евангелие от Матфея
12:14 Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда.
12:15 И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
12:16 и запретил им объявлять о Нем,
12:17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
12:18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
12:19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
12:20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
12:21 и на имя Его будут уповать народы.
12:22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.
12:23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
12:24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.
12:25 Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.
12:26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
12:27 И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями.
12:28 Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие.
12:29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
12:30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
12:31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
12:32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
12:33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
12:34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
12:35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
12:36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
12:37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
12:38 Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.
12:39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
12:40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
12:41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.
12:42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
12:43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
12:44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;
12:45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
12:46 Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним.
12:47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.
12:48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои?
12:49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои;
12:50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
13:1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.
13:2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.
13:3 И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять;
13:4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
13:5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
13:6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
13:7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
13:8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
13:9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
13:10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
13:11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
13:12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13:13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
13:14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите,
13:15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
13:16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,
13:17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.
13:18 Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:
13:19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.
13:20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;
13:21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
13:22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
13:23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
13:24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем;
13:25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел;
13:26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
13:27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
13:28 Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
13:29 Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы,
13:30 оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.
13:31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,
13:32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.
13:33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
13:34 Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
13:35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.
13:36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.
13:37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий;
13:38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого;
13:39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
13:40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего:
13:41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,
13:42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;
13:43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!
13:44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.
13:45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,
13:46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.
13:47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,
13:48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.
13:49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных,
13:50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.
13:51 И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: та́к, Господи!
13:52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
13:53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.
13:54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?
13:55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?
13:56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?
13:57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.
13:58 И не совершил там многих чудес по неверию их.
14:1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
14:2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
14:3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
14:4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
14:5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
14:6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
14:7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
14:8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
14:9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
14:10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
14:11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
14:12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
14:13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
14:14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
14:15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
14:16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
14:17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
14:18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
14:19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
14:20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
14:21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
14:22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
14:23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
14:24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
14:25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
14:26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
14:27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
14:28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.
14:29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
14:30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
14:31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
14:32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
14:33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
14:34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
14:35 Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,
14:36 и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.
15:1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:
15:2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
15:3 Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?
15:4 Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.
15:5 А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,
15:6 тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
15:7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:
15:8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;
15:9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.
15:10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!
15:11 не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.
15:12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?
15:13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится;
15:14 оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
15:15 Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
15:16 Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
15:17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
15:18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека,
15:19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления -
15:20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.
15:21 И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
15:22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
15:23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
15:24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
15:25 А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.
15:26 Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
15:27 Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
15:28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
15:29 Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.
15:30 И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;
15:31 так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.
15:32 Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
15:33 И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?
15:34 Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
15:35 Тогда велел народу возлечь на землю.
15:36 И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
15:37 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
15:38 а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
15:39 И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.
16:1 И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.
16:2 Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно;
16:3 и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.
16:4 Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.
16:5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
16:6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
16:7 Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.
16:8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
16:9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?
16:10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
16:11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
16:12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
16:13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
16:14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
16:15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16:16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога живаго.
16:17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
16:18 и Я говорю тебе: ты - Петр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
16:19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.
16:20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос.
16:21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
16:22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!

Цитата Патриарха

Чаще всего мы осуждаем по недомыслию, по неспособности контролировать свой ум и свою речь. Подчас слова осуждения вырываются у нас как будто непроизвольно. Чтобы избежать подобного случайного осуждения, нужно воздерживаться от излишних и пустых слов. Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140, 3)... Это обращение не случайно, ибо праздные и пустые словеса, будучи опасными и разрушительными сами по себе, чаще всего несут в себе осуждение наших ближних. Святые отцы, аскеты, подвижники веры, наставляющие нас на путях духовной брани, подчеркивают опасность греха осуждения и клеветы, призывая к постоянному духовному бодрствованию.

Евангелие дня

Исцеление бесноватого слепонемого

Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем… Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Мф. 12:14-16, 22-30

В сегодняшнем дневном чтении из Евангелия от Матфея, которое звучало в храмах вчера по причине празднования памяти Петра и Павла, мы читаем об исцелении бесноватого слепонемого. В этом фрагменте, как и в некоторых других эпизодах Евангелия, фарисеи обвиняют Христа в том, что он изгоняет бесов силой бесовской, а Он отвергает их обвинения, говоря, что действует Духом Божиим.

Для свидетелей чудес Иисуса не всегда было очевидно, что Его действия не связаны с магией. Внешние приемы, которые Он использовал, могли напоминать практику экзорцистов, изгонявших бесов заклинаниями или магическими формулами. Иисус совсем не всегда отвечал на обвинения в Свой адрес. Однако на обвинение в том, что Он изгоняет бесов силою князя бесовского, Он отвечал неоднократно и весьма энергично.

Первый аргумент, который Иисус приводит в Свою защиту: если сатана изгоняет сатану, значит, он разделился сам в себе. Сатана противостоит Богу; его царство противостоит Божию Царству. Те, кто населяет царство сатаны, солидарны между собой: это подтверждает, в частности, история с легионом бесов, которые действовали совместно, имели единую волю и единую силу.

Второй аргумент — ссылка на сыновей тех, кто обвиняет Иисуса. Под этими сыновьями иногда понимают тех иудейских экзорцистов, которые действовали во времена Иисуса и о которых известно из других источников. Однако гораздо более вероятно, что Иисус здесь говорит о Своих учениках, которым Он дал власть над нечистыми духами (Мф. 10:1; Мк. 6:7). Поколение апостолов будет судьями поколению своих отцов, не уверовавших в Иисуса вопреки чудесам, совершённым Им и Его учениками.

Третий аргумент: ссылка на Святого Духа. Иисус знает, — и говорит об этом Своим критикам, — что сила, которой Он оперирует, является не чем иным, как Духом Божиим.

Наконец, еще один аргумент изложен Иисусом в форме притчи: чтобы войти в дом сильного и расхитить вещи его, надо сначала связать его. Здесь под «сильным» понимается сатана. Для того, чтобы его пленить, надо вторгнуться в его царство: именно это и происходит, когда Иисус вторгается в ту область, где до Его прихода диавол царствовал неограниченно. На присутствие Иисуса бесы реагируют болезненно: они не могут удержаться внутри тех, в кого вселились, вынуждены проявлять себя, пытаются сопротивляться силе, исходящей от Иисуса. Каждое изгнание беса изображено как борьба, битва, бой. Эта битва неизбежно оканчивается поражением сатаны и победой Бога.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».

События дня

НАЧАЛО МОНАШЕСКОГО ПОДВИГА ПРЕПОДОБНОЙ АЛЕКСАНДРЫ ДИВЕЕВСКОЙ

Преподобная Александра (Мельгунова; †1789) почитается как основательница Дивеевского Серафимова монастыря. Она происходила из дворянского нижегородского рода Белокопытовых и владела поместьями в Рязанском уезде. Она рано овдовела, после чего с трёхлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг. Некоторое время преподобная Александра жила во Флоровском монастыре в Киеве, где сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвёртого удела Божией Матери на земле. По совету старцев преподобная Александра сохранила в тайне своё монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около 1760 года по пути в Саровскую пустынь она остановилась в селе Дивеево, где ей явился Ангел и сказал, что это и есть место, указанное Богородицей.

СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ КОВРОВСКИЙ О ЦЕРКОВНОЙ И ДОМАШНЕЙ МОЛИТВЕ

По правилам Святой Церкви, и на домашней молитве православные должны исполнять свой долг молитвы о всех собратьях живых и умерших. То правда, что церковная молитва выше домашней, но она выше главным образом потому, что там молящимся приходится ограничивать себя, стеснять свою свободу, вводить в известные рамки своё настроение, подчинять свои желания общему чину и порядку, творить молитву не только как каждому хочется, а за святое послушание, с любовью и смирением исполнять устав церковный. Когда же этого нет, тогда и в храме остаётся самоугождение, требующее в угоду себе нарушения уставов, – тогда мала цена и церковной молитвы. С другой стороны, несомненно и то, что всякая молитва православная, где бы и при каких обстоятельствах она ни была возносима, как возносимая верным и послушным чадом Церкви, есть по существу молитва церковная и как получившая свою силу только от единожды совершённой на Голгофе и постоянно повторяемой во святой Евхаристии, – есть вместе с тем и молитва евхаристическая.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru