Седмица 3-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
8:26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
8:27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
8:28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
8:29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
8:30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
8:31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
8:32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
8:33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
8:34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
8:35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
8:36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
8:37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
8:38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
8:39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
Евангелие от Иоанна
6:40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
6:41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
6:42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?
6:43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
6:44 Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
На самом деле когда человек погружается в жизнь Церкви, в реальный духовный опыт, он начинает понимать, какая огромная сила его питает. Мы только что говорили о целостности человеческой личности, о внутренней силе – именно это дает Божия благодать, которую мы почерпаем в Церкви, в сочетании, конечно, с человеческими усилиями. Мне кажется, никакие слова, даже выступления Патриарха по телевидению, не могут помочь человеку понять то, что открывается только в глубине религиозного опыта. Я могу лишь призвать людей познать этот опыт, пройти через него, и тогда они, может быть, скажут лучше, чем я, о том, что произошло в их душах и почему нужны вера и Церковь. Но это открывается лишь в глубине религиозного опыта.
Продолжение беседы о небесном хлебе
Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
Ин. 6: 40-44
Капернаум, где происходит беседа о небесном хлебе, о которой мы продолжаем читать сегодня в Евангелии от Иоанна, находился совсем недалеко от Назарета, и там вполне могли знать «отца и Мать» Иисуса. В сознании Его слушателей не укладывалось то, что Он заявлял о Себе как сшедшем с небес, в то время как Его родители и родственники были живыми свидетелями того, что Он родился на земле и воспитывался в обычной семье. В следующей главе Евангелия от Иоанна на сцене появятся «братья Иисуса», которые «не веровали в Него» (Ин. 7:3–5). Как человек, имевший родителей, братьев и сестер, мог претендовать на то, что сошел с небес?
Иисус не отвечает на этот вопрос, оставляя слушателям самим доискиваться истины. Однако Он дает им ключ, при помощи которого они могут разгадать Его загадку: они будут «научены Богом». Здесь Иисус впервые в Евангелии от Иоанна цитирует Ветхий Завет, приводя близко к тексту слова из Книги пророка Исаии: «И все сыновья твои будут научены Господом» (Ис. 54:13). Данный текст содержит в себе обетование об Иерусалиме, который представлен в образе женщины — «неплодной, нерождающей», «не мучившейся родами», «бедной, бросаемой бурей, безутешной». Она не будет постыжена, потому что Сам Господь Саваоф — ее супруг (Ис. 54:1–12). Похожее пророчество есть у Иеремии: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской» (Иер. 31:31–32).
Иисус возвещает Своим слушателям, что эра Нового Завета наступила. И напоминает, что, помимо земного отца, которого они видели и знают, у Него есть небесный Отец, Которого они не видели: Его видел только Он. Но они могут слышать от Него и учиться от Него: в этом вслушивании в голос Божий, звучащий из уст Иисуса, и заключается ключ к разгадке тайны Его Богосыновства.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПРОПОВЕДЬ МУЧЕНИКА КРИСКЕНТА МИРЛИКИЙСКОГО
В Малой Азии, в городе Миры Ликийские, примерно в III веке жил святой Крискент, который происходил из знатного рода. Однажды, когда все жители города шли в языческий храм, Крискент стал проповедовать веру Христову и убеждать людей оставить язычество. За эту проповедь святого повели к правителю города. Зная отца Крискента, правитель не хотел делать зла святому, но так как он был обязан принуждать всех к языческим жертвам, то посоветовал Крискенту принести жертву только для вида, а в душе оставаться христианином. На это святой ответил: «Невозможно, чтобы тело делало не то, что мыслит душа, так как душа управляет и движет телом». После долгих мучений святого сожгли в печи. Извлечённые из огня останки его хотели отдать на растерзание падальщикам, но христиане похитили их и похоронили.
СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ И ЯЗЫЧЕСКИЙ ЖРЕЦ ПАМА
Верховный жрец зырян Пама всячески препятствовал святителю Стефа‑ ну Пермскому в распространении христианства. Однажды жрец, пы‑ таясь поколебать у народа уваже‑ ние к святителю, предложил ему пройти вместе с ним сквозь огонь и воду и тем доказать на деле превосходство христианской веры. Святой смиренно ответил: «Я не повелеваю стихиями, но христианский Бог велик: иду с тобой». Помолившись, он взял Паму за руку, чтобы пройти вместе с ним сквозь пылающую хижину. Но Пама затрепетал, бросился к ногам святого и умолял его оставить испытание. Тогда Стефан предложил ему вместе опуститься в одну прорубь реки Вычегды, пройти по дну и выйти из-подо льда в другую. Но Пама молил избавить его от верной смер‑ ти. «Вы свидетели, – сказал святой собравше‑ муся народу, – что он сам потребовал решить спор о вере огнём и водой и, однако, не хочет креститься. Что с ним делать?» Народ был воз‑ мущён поступком Памы и хотел убить его. Свя‑ титель защитил жреца от смерти, но велел ему навсегда удалиться с Пермской земли.