Седмица 5-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
12:12 И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились.
12:13 Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода,
12:14 и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот.
12:15 А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его.
12:16 Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.
12:17 Он же, дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы, и сказал: уведомьте о сем Иакова и братьев. Потом, выйдя, пошел в другое место.
Евангелие от Иоанна
8:42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.
8:43 Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего.
8:44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
8:45 А как Я истину говорю, то не верите Мне.
8:46 Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?
8:47 Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.
8:48 На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?
8:49 Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.
8:50 Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.
8:51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
Через Святую Евхаристию, через причащение Господь подает нам прощение грехов. Как человек должен жить, чтобы победить гнездящиеся в нем пороки? Мы можем многое сделать на этом пути, а вот совершить отпущение собственных грехов своей властью и силой не можем, потому что грех есть нарушение Божиего закона и только Сам Бог, Чей закон мы преступаем, может простить нам наши прегрешения. Человек получает прощение грехов в таинствах Исповеди и Святого Причащения. Мы так и говорим: «Причащается раб Божий во оставление грехов и в жизнь вечную», потому что через прощение грехов каждому из нас открывается возможность вечной жизни, вхождения в Божие Царство.
Иисус и иудеи
Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать сло́ва Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога. На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.
Ин. 8:42-51
В сегодняшнем фрагменте Евангелия от Иоанна Иисус говорит иудеям, что их отец – это диавол. Это самое сильное оскорбление, которое могло быть нанесено иудеям. Они находят адекватный ответ, полагая, что нет ничего более оскорбительного, чем назвать иудея самарянином. Дважды они бросают Ему обвинение: «бес в Тебе», один раз в вопросительной, другой раз в утвердительной форме.
Конфликт между Иисусом и иудеями в этом обмене оскорблениями достиг наивысшей точки. Почему Иисус, заповедавший не противиться злому и подставлять левую щеку, когда ударят в правую (Мф. 5:39), призывавший учиться у Него кротости и смирению (Мф. 11:29), ведет Себя совсем не так, как заповедует? Нет ли в этом противоречия между теорией и практикой? Или, может быть, в синоптических Евангелиях, откуда заимствованы эти призывы, дан иной образ Иисуса, чем вырисовывается из Евангелия от Иоанна?
Если мы посмотрим на то, в каком тоне велась полемика Иисуса с книжниками и фарисеями, отраженная на страницах синоптических Евангелий, мы не увидим существенной разницы: та же полемическая заостренность, та же безапелляционность в суждениях и бескомпромиссность в оценках, тот же оскорбительный тон. На протяжении всех четырех Евангелий мы видим, что Иисус, милостивый и доброжелательный по отношению к обычным людям, становится непримиримым и грозным, когда обращается к книжникам и фарисеям.
При чтении Его бесед с иудеями может даже создаться впечатление, что Он вполне сознательно провоцирует их на агрессию. Он не только не сглаживает острые углы, но наоборот, предельно заостряет их, покушаясь на самое дорогое и священное, чем обладали иудеи, начиная от храма, который Он предлагал им разрушить, и кончая наиболее почитаемыми персонажами их священной истории — Моисеем и Авраамом, выше которых Он ставил Себя.
Ни один человек не идет к смерти столь сознательно и последовательно, как это делал Иисус. Ни один человек не провоцирует конфликт, если чувствует, что он несет угрозу его безопасности или его жизни. Иисус же так поступал не потому, что Ему хотелось во что бы то ни стало спровоцировать иудеев на агрессию, а потому, что такова была воля Бога. Он должен был совершить то, что совершил, и сказать то, что сказал. И Он действовал в полном сознании Своей обреченности на смерть, зная, что Его смерть необходима для спасения людей.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКОВ ПАСИКРАТА И ВАЛЕНТИНА
Святые мученики Пасикрат и Валентин за исповедание веры в Господа Иисуса Христа были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед изваянием Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал: «Такова честь подобает сему богу!» На суде был и брат Пасикрата – Папиан, который был христианин, но из боязни мучений принёс жертву идолам. Предатель стал со слезами умолять брата принести жертву ложным богам. Святой Пасикрат, ответил, что отрёкшийся от Христа уже не может быть его братом. Затем он подошёл к жертвеннику и, положив на огонь свою руку, сказал правителю: «Тело смертно и, как ты видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки». Святые мученики Пасикрат и Валентин были усечены мечом.
О НАИМЕНОВАНИИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ЗЛАТОУСТОМ
Святитель Иоанн Златоуст обладал необычайным даром проповедания. Он не читал своих проповедей, а вёл живые беседы со своими слушателями. Его беседы делались предметом всеобщего разговора, их записывали, заучивали наизусть. Весь город собирался в церкви, чтобы послушать святителя. Но, объясняя народу догматические истины, он нередко вдавался в такую богословскую премудрость, что оказывался непонятым многими слушателями. Однажды простая женщина, с благоговением слушая его сладкие для слуха слова, никак не могла проникнуть в их смысл и закричала: «Учитель духовный, или лучше сказать – Иоанн Златоустый, ты углубил колодезь святого своего учения настолько, что наши короткие умы не могут постигать его!» Народ подхватил высказанное женщиной именование, увидев в нём указание Божие, и с тех пор стал называть своего любимого проповедника Златоустым. Сам же святитель, убедившись, что обращаться к народу с «хитросплетённым словом» бесполезно, старался вести свои беседы понятными для всех словами.