Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
23
Февраля / 2025 ГОД
По новому стилю
10
Февраля
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Евангелие от Марка
16:1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
16:2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
16:3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
16:4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
16:5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
16:6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
16:7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
16:8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
8:8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
8:9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
8:10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
8:11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
8:12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
8:13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
9:1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
9:2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; || ибо печать моего апостольства - вы в Господе.
 Евангелие от Матфея
25:31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
25:32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
25:33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
25:34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
25:35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
25:36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
25:37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
25:38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
25:39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
25:40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
25:41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
25:42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
25:43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
25:44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
25:45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
25:46 И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Цитата Патриарха

Что ожидает нас в день Суда Божия? Спросит ли Господь о наших политических убеждениях? Или о положении, которое мы занимали в обществе? Или о наших профессиональных достижениях? Нет, не спросит. Ибо все, во имя чего живет человек и к чему он стремится: власть, карьера, деньги, общественное положение, имущество, – оказывается лишенным цены и значения пред лицом Божиим. Он спросит о тех малых по меркам мира сего, но великих для спасения души делах, которых мы по большей части так и не совершили. Каждый из нас может уже нынче спросить себя: накормил ли я хоть единожды голодного? Напоил ли жаждущего? Одел нагого? Приютил ли странника? Посетил ли больного или узника? Тайна Страшного Суда открыта нам Господом: никакой тайны нет! Ибо любой человек уже сейчас, во дни своей жизни, способен предвидеть ответ, который он получит в вечности от Бога.

Евангелие дня

О страшном суде

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Мф. 25: 31-46

В сегодняшнем Евангелии звучит завершающая часть поучения Иисуса о кончине мира.

Нередко этот фрагмент рассматривают как притчу и включают в исследования, посвященные притчам Иисуса. Иногда его называют «притчей о Страшном суде» или «притчей об овцах и козлах». Однако, на наш взгляд, данное поучение не является притчей, поскольку образ пастыря, отделяющего овец от козлов, присутствует лишь в самом начале поучения и лишь в качестве сравнения; далее этот образ не развивается.

Иисус рисует картину Страшного суда; основное место в этой картине занимает Он Сам. Однако в притче Он предстает не таким, каким Его видели люди, а царем, сидящим «на престоле славы Своей». Эта слава была умалена, когда Он воплотился и стал смиренным человеком, но она будет вновь явлена в Его втором пришествии. Тогда Он предстанет перед людьми уже не как Царь Израилев и не как Царь Иудейский, а как Царь всей вселенной. И не люди будут судить Его, а Он будет судить все народы от имени Своего Отца.

В центре оказывается фигура Иисуса — Судии, осуществляющего судебные функции от имени Отца. Люди делятся на две категории в зависимости от их отношения к Иисусу, проявляющегося в их делах. Причиной, по которой часть людей окажется по левую сторону от Судии, оказывается не наличие у них злых дел, а отсутствие добрых.

В рассматриваемом поучении из Евангелия от Матфея на суд предстают «все народы». Израильский народ никак не выделен из общей массы судимых, что противоречит представлениям книжников и фарисеев о богоизбранности этого народа. Событие Страшного суда представлено как универсальное, относящееся ко всем людям без исключения. Рассуждения некоторых ученых о том, что выражение «все народы» можно перевести как «все язычники», не выдерживают серьезной критики. Выделение язычников в отдельную категорию судимых противоречит всему строю мышления Иисуса, как он отражен на страницах Евангелий. Выражение «все народы» в данном случае означает «все люди», без каких бы то ни было исключений.

Несмотря на упоминание народов, это суд не над народами, а над индивидуумами. Каждый предстает перед Судией в личном качестве. Для уверовавших в Иисуса как Бога и Спасителя эта встреча является долгожданным и радостным увенчанием их жизненного подвига следования Ему и совершения добрых дел во имя Его. Для не уверовавших, напротив, она становится полной неожиданностью. Впрочем, и те, и другие спрашивают: «когда мы видели Тебя?». И оказывается, что Иисус приходил к ним в лице страждущих и нуждающихся в помощи.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

События дня

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛЬВА, ПАПЫ РИМСКОГО

Святитель Лев, папа Римский, боролся с ересями, искажающими православное учение о соединении двух природ в ипостаси Господа Иисуса Христа. Для утверждения истинной веры он написал догматическое послание, которое послужило основой ороса IV Вселенского Собора. По свидетельству святителя Софрония Иерусалимского, «святой Лев положил сие послание на гробе первоверховного апостола Петра, а сам с молитвой и постом просил сего апостола: «Если я, как человек, в чём-либо ошибся, или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена Церковь и сей престол, исправь сие». Спустя сорок дней ему во время молитвы явился апостол и сказал: “Прочитал и исправил”. Взяв своё послание с гроба блаженного Петра, Лев раскрыл его и нашёл его исправленным рукою апостола».

СИНАКСАРЬ В НЕДЕЛЮ О СТРАШНОМ СУДЕ

В сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: «человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, мне будет легко всё исправить». Определили же здесь (вспоминать) этот страшный день, чтобы возвести к добродетели живущих в лености, устрашив смертью и ожиданием будущих мук, (научая) не только надеяться на человеколюбие Божие, но и иметь в виду, что Он – Праведный Судия и воздаёт каждому по делам его. Кроме того, после отшествия душе подобает прийти и Судии, некоторым образом этого служит и настоящий праздник. Поскольку же теперь полагается конец всем праздникам, так как день тот станет последним из всех, то к предстоящей неделе будет приурочено начало мира и Адамово изгнание из рая, а к нынешней – конец всех дней и самого мира. Пост же на мясо установили в эту неделю ради страха Судного Дня, а также побуждая нас подавать милостыню ближним.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru