Седмица 25-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
2:13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
2:14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
2:15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
2:16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
2:17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
3:1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
3:2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3:3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
3:4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
3:5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
Евангелие от Луки
13:1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
13:2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
13:3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.
13:4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
13:5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.
13:6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
13:7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
13:8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,-
13:9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
В основе уныния – маловерие, бесплодная вера, вера, которая не имеет плода, ибо самый яркий плод веры – это надежда. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, – учит нас слово Божие (Пс. 145, 3). Надейтесь на Бога. Но надежда на Бога не должна освобождать человека от осознания ответственности за свою жизнь и за свои поступки. Человек, живущий с верой в Бога, исполненный надежды на Творца, обладает внутренней силой делать все, чтобы решать возникающие перед ним задачи. Как и человек неверующий, он может проходить через скорбные обстоятельства, но уныния испытывать не будет. Ибо какое уныние, если Бог рядом? И даже если Бог попускает нам быть одинокими, не вполне здоровыми, попускает трудные обстоятельства, то, преломляя все это через призму своей веры, мы видим над нами руку Божию и тем самым способны обретать мирный, спокойный и уверенный взгляд на окружающую нас жизнь.
Притча о бесплодной смоковнице
В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
Лк. 13: 1-9
В сегодняшнем дневном Евангелии, которое по церковному календарю читалось вчера по причине празднования дня свт. Иоанна Златоустого, содержится притча о бесплодной смоковнице. Она является частью поучения, произнесенного после того, как Иисусу рассказали «о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1).
Это выражение указывает на то, что описанный у Луки эпизод произошел в то время, когда галилеяне приносили жертвы. Заклание жертвенных животных происходило в храме Иерусалимском. Речь, следовательно, идет о группе паломников из Галилеи, которые пришли в Иерусалим для того, чтобы принести жертвы, и там во время жертвоприношения по каким-то причинам были умерщвлены воинами Пилата. Их кровь смешалась с кровью жертвенных животных.
История с падением Силоамской башни — еще один инцидент, о котором ничего не известно из других источников. Оба события — смерть галилеян и смерть восемнадцати человек под обломками башни — служат для Иисуса поводом для напоминания о покаянии и о том, что смерть подстерегает каждого человека. При этом Иисус опровергает распространенное мнение, что внезапная смерть или смерть в результате несчастного случая является наказанием за грехи. Погибшие, говорит Он, не были более грешными, чем оставшиеся в живых. Но их гибель должна стать предостережением для людей, не приносящих плоды покаяния.
От этой мысли Иисус переходит к притче о бесплодной смоковнице, которая на первый взгляд может показаться не связанной с тем, что ей предшествовало. Связь притчи с тем, что ей предшествовало, косвенная. Галилеяне остались в живых потому, что Бог дал им время на покаяние. Именно долготерпение Божие становится сюжетом притчи о бесплодной смоковнице.
В то же время, притча о бесплодной смоковнице показывает, что долготерпение Божие не безгранично: рано или поздно человек должен будет дать отчет о своих делах, о плодах, которые он принес или не принес. Время ожидания этих плодов в притче соответствует тому дополнительному году, которое получает бесплодная смоковница. Если и этот год, в течение которого виноградарь будет ухаживать за ней особым образом, не поможет ей принести плоды, она будет срублена. Год, отпущенный смоковнице, — это весь промежуток времени между первым и вторым пришествием Сына Божия. В течение этого времени Сын Божий через созданную им на земле Церковь будет вести людей по пути покаяния, проявляя по отношению к ним милость и долготерпение. Однако окончательный итог жизни каждого человека зависит не только от Бога. В значительной степени он зависит от воли и выбора человека — от того, последует ли он за Ним, захочет ли исполнять Его волю и жить по Его заповедям.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ О ПРИНЕСЕНИИ СЕБЯ В ЖЕРТВУ БОГУ
Жертва существует прежде, нежели становится жертвою: жертвою делает её назначение. Агнец на пажити не есть жертва: тот же агнец, когда приведён к алтарю, становится жертвою. Посему и человек, доколе ходит в мире, поникши к земле, собирая и поглощая пажить земных благ и чувственных удовольствий, дотоле он и тело его не есть жертва Богу. Христиане, одним именем не превозноситесь и не обольщайтесь наружностью. Кто не живёт истинно по-христиански, тот находится в состоянии нравственного идолослужения. Но когда дух Христов, дух покаяния и благодати, берёт человека с пажити мира, обращает и влечёт к Богу, а человек, веруя, повинуется сему влечению, то оставляет позади себя всё, что привлекало его в мире; всецело посвящает Богу и душу и тело; решается и действовать, и жить, и умереть для Иисуса Христа.
О КОНЧИНЕ ПРАВЕДНОГО СЕРВУЛА
Святитель Григорий Двоеслов (VI век) в своих «Диалогах» записал историю о кончине праведного Сервула. Он был расслабленным нищим и долгое время страдал параличом: не мог стоять, сидеть, повернуться или привстать на постели, он даже не мог поднести к устам свою руку. Выжить при такой болезни ему помогали его мать и брат. Все они жили на милостыню. Сервул был безграмотным, но хорошо знал Писание: когда-то он, накопив немного денег, купил себе Библию и регулярно просил людей в больнице почитать ему Писание. Отличительной чертой Сервула было благодушие и благодарность Богу – он никогда не роптал. Когда Сервул почувствовал близость смерти, он попросил посетителей и живших в больнице встать и пропеть с ним псалмы. Во время пения он вдруг с ужасом прервал молящихся: «Молчите! Неужели не слышите, какие хвалы воспеваются на небе?» В этот момент, когда он стал свидетелем небесного богослужения, святая душа его разрешилась от тела. Вплоть до погребения от его тела исходило невыразимое благоухание.