Седмица 20-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:1 Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.
3:2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания,
3:3 потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся,
3:4 хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я,
3:5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
3:6 по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.
3:7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.
3:8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: || для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
Евангелие от Луки
9:7 Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;
9:8 другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.
9:9 И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его.
9:10 Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою.
9:11 Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
Как много людей не могут поверить в Бога! Они не могут поверить, потому что все окружающее их о Боге не говорит. Взгляд современного человека обращен туда, где себя являет сила человеческая. Мы восторгаемся результатами человеческого разума, мы поражаемся достижениям технического прогресса. Все то, что поражает сегодня наш ум, связано с деятельностью человека, и люди перестают видеть Бога в окружающем их мире, потому что современная безбожная цивилизация закрывает перед человеком эту возможност, закрывает мнимой человеческой силой и мнимым человеческим господством.
Недоумение Ирода
Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.
Лк. 9: 7-11
В сегодняшнем Евангелии мы читаем, как молва об Иисусе дошла до царя Ирода, который, услышав «о всём, что делал Иисус», недоумевал: «Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое?» (Лк. 9:9). Репутация пророка перешла к Иисусу от Иоанна: более того, некоторые видели в Иисусе своего рода реинкарнацию Крестителя. Разумеется, иудеи не верили в перевоплощение. Но они верили в то, что дух одного пророка мог перейти в другого, подобно тому как дух Илии перешел в Елисея.
В конце сегодняшнего евангельского чтения звучат слова: «И Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием …». Евангелист Лука, как и Марк, и Иоанн, употребляет словосочетание «Царствие Божие». В новозаветной науке конца XIX — первой половины ХХ века тема Царства Божия получила очень разнообразное толкование. Некоторые исследователи воспринимали Царство Божие исключительно как метафору, указывающую на набор нравственных качеств, главным из которых является любовь. Другие акцентировали вневременной, эсхатологический и апокалиптический характер этого понятия. Широкое распространение получила точка зрения, согласно которой Царство Божие — это Сам Иисус.
Как нам думается, в каждой из этих точек зрения есть своя доля правды. Царство Небесное — настолько всеобъемлющее понятие у Иисуса, что его невозможно свести ни к настоящему, ни к будущему, ни к земной реальности, ни к вечности. Царство Божие не имеет ни конкретных земных очертаний, ни конкретного словесного выражения. Оно не может быть локализовано ни во времени, ни в пространстве. Оно обращено не к здешнему, теперешнему и внешнему, а к горнему, будущему и внутреннему. Оно существует параллельно с миром земным, но пересекается с ним в судьбах людей.
Возвещая наступление Царствия Божия, Иисус открывает людям новое измерение жизни, средоточием которого является Бог. Однако весть Иисуса о Царстве Божием не только теоцентрична: она еще и христоцентрична. Иначе она не отличалась бы коренным образом от вести, которую приносили людям ветхозаветные пророки. Ведь они тоже говорили о необходимости покаяния, изменения образа мысли и образа жизни, о действии Бога в истории, о Его присутствии среди людей. Бог Ветхого Завета — это тоже Живой Бог, но только обитающий вдали от людей, на небесах, за облаками, и являющий Свою славу в громах и молниях.
Проповедуя Царство Божие, Иисус проповедует Самого Себя.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ХАРИТОНА ИСПОВЕДНИКА
Преподобный Харитон Исповедник пострадал во время одного из гонений на христиан, устроенных римскими императорами в 305–324 годах. Святой был посажен в темницу за веру во Христа, перенёс мучения, но был освобождён и посвятил остаток жизни аскетическим подвигам. В исповедничестве его укрепил пример ученицы апостола Павла святой первомученицы Фёклы, которую он очень чтил. Однажды, направляясь в Иерусалим, он попал в руки разбойников. Они оставили преподобного связанным в пещере, собираясь позже его убить. Пока они отсутствовали, в пещеру заползла змея и стала пить вино из сосуда. По возвращении разбойники напились отравленного вина и все до одного погибли. Преподобный Харитон, воздав благодарение Богу, стал подвизаться на месте своего чудесного спасения.
«АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ» (III В.) О ЗАНЯТИЯХ, НЕСОВМЕСТИМЫХ С ВЕРОЙ
Следует интересоваться занятиями тех, которые приводятся [к Крещению], чтобы наставлять, в чём они должны пребывать. Если кто является владельцем публичного дома или содержит блудницу, то пусть прекратит это. Если кто-нибудь является скульптором или художником, то пусть наставят его, чтобы не делал идолов. Подобным образом и наездник, который соревнуется и идёт на публичные состязания, пусть прекратит это. Гладиатор или кто учит гладиаторов сражаться, или общественный раб, участвующий в гладиаторском состязании, пусть прекратят это. Кто является языческим жрецом или стражем идолов, пусть прекратит. Блудница или любострастный, или оскопивший себя и занимающийся делами, о которых непристойно говорить, да будут отвержены, ибо они нечисты. Заклинатель или прорицатель, или толкователь снов, или изготавливающий амулеты пусть прекратят это. Человек, имеющий наложницу, пусть оставит это и возьмёт жену по закону. Если мы что-либо упустили, то дела сами научат вас. Ибо все мы имеем Дух Божий.