Седмица 7-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
12:1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
12:2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что́ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
12:3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Евангелие от Матфея
10:37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
10:38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
10:39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
10:40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
10:41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
10:42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
11:1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Для Бога нет границы между миром земным и миром духовным. И если мы воспринимаем наше бытие в перспективе вечности, то именно в масштабах вечности преодолеваются человеческое горе и человеческая скорбь, наполняется смыслом наше кратковременное пребывание здесь, на земле. И в вечности разрешаются страшные вопросы о совместимости Божественной любви и человеческих страданий.
О несении креста
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Мф. 10:37-11:1
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея Иисус говорит в наставлении Своим ученикам о несении креста.
Упоминание о кресте некоторыми исследователями воспринимается как редакционная добавка к словам Иисуса, сделанная Евангелистами в свете истории распятия, а также под влиянием «богословия креста» апостола Павла. Однако ничто не препятствует воспринимать слова Иисуса как пророчество о Своем крестном пути: «Времена были такие, что вряд ли Иисус не предвидел насильственный конец Своего служения... Задолго до Его времени распятие стало символом насильственной смерти», — пишет один современный исследователь. То, что осужденные на смерть сами несли свой крест, также было общеизвестным фактом.
Добавим, что выражение «нести свой крест» встречается в прямой речи Иисуса не один раз (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23; 14:27). Очевидно, образ осужденного на смерть, несущего крест на плечах, использовался Им для предупреждения о том, с какими рисками сопряжено следование за Ним.
Слова Иисуса о душе, которую человек может либо сберечь, либо потерять, представляют собой одно из характерных для Него изречений: его мы встречаем с небольшими вариациями еще четыре раза в синоптических Евангелиях (Мф. 16:25; Мк. 8:35; Лк. 9:24; 17:33). По общепринятому толкованию, слово «душа» здесь употреблено в значении «жизнь». В Евангелии от Иоанна изречение Иисуса приведено в следующей форме: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:25). Версия Иоанна, как представляется, дает ключ к пониманию смысла слов Иисуса: не следует держаться за земную жизнь любой ценой; тот, кто пожертвует временной жизнью ради Него, сохранит ее для вечной жизни.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКОВ КОСМЫ И ДАМИАНА
Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан, родные братья, были воспитаны родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. За исповедание Господа Иисуса Христа братья были схвачены и приведены к римскому императору Карину. Император стал принуждать их принести жертву идолам, произнося хулу на истинного Бога. По молитве святых братьев Бог поразил Карина внезапной болезнью. Люди, видевшие чудо, восклицали: «Велик Бог христианский, и нет другого Бога, кроме Него!» Многие уверовавшие просили святых врачей исцелить Карина, и сам он умолял об этом святых. После того как святые Косма и Дамиан исцелили императора, они были с честью отпущены на свободу и вновь принялись за врачевание болезней.
ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА ПРЕПОДОБНОГО ВЕНЕДИКТА НУРСИЙСКОГО С СЕСТРОЙ
У преподобного Венедикта была сестра-близнец по имени Схоластика. Один день в году он гостил в её монастыре, но вечером уходил, так как его устав запрещал ночевать вне обители. Во время последнего визита ему уже нужно было уходить, но Схоластика попросила брата сделать исключение: «Не оставляй меня в эту ночь, прошу тебя: так мы сможем до утра говорить о радостях небесной жизни». Но преподобный возмущённо ответил: «Что такое ты говоришь, сестра!» На вечернем небе не было ни облачка. Схоластика скрестила руки на столе и опустила на них голову. В короткое время небо покрылось тучами и разразилась такая буря, что Венедикт не мог ступить за порог. «Да простит тебя Бог, сестра моя, – сказал он, – что ты сделала?» Схоластика сказала: «Я просила тебя, и ты не захотел меня послушать. Тогда я попросила моего Господа, и Он меня услышал ». Через три дня Схоластика умерла. Преподобный Венедикт распорядился похоронить её в своей могиле, так что их тела оказались соединены и утробой матери, и гробом.