Седмица 3-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
8:22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;
8:23 и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
8:24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?
8:25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.
8:26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
8:27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией.
Евангелие от Матфея
10:23 Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.
10:24 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего:
10:25 довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?
10:26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
10:27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
10:28 И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
10:29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий*? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
10:30 у вас же и волосы на голове все сочтены;
10:31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Одной из величайших христианских добродетелей является кротость. Это понятие с трудом воспринимается в наше время – так далеко отстоит образ кроткого от образа сильного, преуспевающего человека. Но вот Господь, обращаясь с холма на берегу Тивериадского озера к ученикам и ко множеству народа, сказал в том числе поразительные слова: блаженны кроткие, потому что они наследуют землю (см. Мф. 5, 5). Мы ставим перед собой многие цели: хорошо закончить школу, если учимся в школе; получить образование более высокого уровня, если мы его продолжаем; сделать в своей жизни что-то важное – создать семью, воспитать детей, произвести нечто полезное для народа, для общества. Другими словами, мы не хотим прожить жизнь впустую, даже с точки зрения земных, человеческих ценностей. Мы ставим перед собой важные цели. Но только Евангелие учит нас тому, что всякая цель достигается кротостью.
О гонениях. Продолжение
Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
Мф. 10:23-31
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея Иисус говорит ученикам: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:23). Буквальное понимание этих слов должно было означать, что миссия учеников продлится недолго и что второе пришествие Иисуса застанет их в живых. По всей видимости, именно так ученики поняли Его слова. Не случайно в Иерусалиме, накануне Его смерти, они будут спрашивать: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). Аналогичный вопрос они зададут Ему сразу после Его воскресения: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты Царство Израилю?» (Деян. 1:6).
В раннехристианской Церкви бытовало мнение о том, что пришествие Иисуса наступит очень скоро — возможно, еще при жизни апостолов. Однако с течением времени христианская община приходила к пониманию того, что второе пришествие Иисуса может наступить и в некоем более отдаленном будущем. Апостол Петр в своем 2-м послании прямо отвечает на вопрос: «Где обетование пришествия Его?» (2 Пет. 3:4). По словам апостола, «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
Иисус далее говорит о том, что подражание Учителю не сулит ученикам никаких земных благ и никакого признания. Похожие слова мы находим в Евангелии от Иоанна, но там Иисус произносит их на Тайной вечере после умовения ног ученикам. Чтобы понять, какое отношение тема веельзевула имеет к теме учителя и учеников, следует вспомнить, что фарисеи, согласно синоптическим Евангелиям, неоднократно обвиняли Иисуса в том, что «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского». На это Иисус отвечал: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями» (Мф. 12:22–27; Мк. 3:22–25). Под сыновьями здесь понимаются апостолы: им Иисус дал власть исцелять недуги и изгонять бесов, которой обладал Сам; к поколению их родителей принадлежали те, кто, оспаривая божественное достоинство Иисуса, обвиняли Его в использовании бесовских сил.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПРИЗВАНИЕ КО ХРИСТУ СВЯТОГО ИУСТИНА ФИЛОСОФА
Святой мученик Иустин Философ (†165) родился в городе Сихем в Самарии в греческой языческой семье. Иустин с детства отличался глубоким умом и любовью к наукам. Изучив греческую философию, представленную учением стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников и других, он убедился, что ни одно из этих направлений мысли не открывает душе Бога. Однажды во время уединённой прогулки за городом он встретил старца, который рассказал Иустину о Господе Иисусе Христе и посоветовал искать истину в Священном Писании. «Но прежде всего, – сказал старец, – молись прилежно Богу. Истину никто не может постигнуть, если не даст ему разумения Сам Бог, Который открывает её каждому, кто ищет Его». В 29 лет Иустин принял святое Крещение и все свои обширные дарования поставил на службу Спасителю и проповеди Евангелия.
СВЯТОЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ О ЦЕРКОВНЫХ ПРАЗДНИКАХ
Для чего святая Церковь ежегодно вспоминает и празднует высочайшие события христианского мира, например Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Воскресение и прочие? Для того, чтобы возгревать и утверждать нашу веру, наше христианское упование, нашу благодарность и любовь к Богу и Божией Матери, нашей Предстательнице пред Богом, чтобы вспоминать и не забывать наше небесное, вечное Отечество и не иметь пристрастия к здешней, только приготовительной и обучительной, временной, преходящей жизни. Если бы не было этих праздников, христиане могли бы забыть, что они званые к небесному Отечеству, и не знали бы, зачем они живут, зачем они приписались к Церкви Божией, для чего нужно веровать во Христа, в Святую Троицу, для чего нужно молиться Богу, Богоматери и призывать святых. Праздники же церковные всё это нам разъясняют и поставляют нас в известность касательно промышления Божия о нас грешных, учат нас любить и благодарить Бога и всегда иметь в виду будущую жизнь, конца не имеющую.