Неделя 26-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
24:1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
24:2 но нашли камень отваленным от гроба.
24:3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
24:4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
24:5 И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?
24:6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,
24:7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
24:8 И вспомнили они слова Его;
24:9 и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.
24:10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.
24:11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им.
24:12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
Послание апостола Павла к Ефесянам
5:9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
5:10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу,
5:11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
5:12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.
5:13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
5:14 Посему сказано: "встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".
5:15 Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
5:16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
5:17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.
5:18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
5:19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
Евангелие от Луки
17:12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
17:13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
17:14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
17:15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
17:16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17:17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
17:18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
17:19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Господь есть Господь истории, в Его руке исторический процесс, соучастниками в котором являются люди и каждый из нас. Мы знаем точно, что жизнь там, где Бог. Знаем точно, что смерть там, где Бога нет. И для того чтобы иметь надежду на будущее, мы должны опираться в первую очередь на Божественный закон, который выше всяких человеческих законов, подчинять человеческие законы этому нравственному Божественному закону, в соответствии с ним жить, преобразовывать свой ум и свое сердце. Вот тогда у нас будет ясная, мирная и благополучная перспектива жизни, потому что где Бог, там любовь, там мир, там долготерпение, там милосердие, там проявление самых добрых человеческих чувств. Для того чтобы эти чувства стали нашими чувствами, мы должны склонить свои главы пред величием Божиим и в простоте сердца принять Его волю и Его закон.
Исцеление десяти прокаженных
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Лк. 17: 12-19
Случай исцеления десяти прокаженных, о котором говорится в сегодняшнем Евангелии, относится к завершающему этапу общественного служения Иисуса, когда Он шел в свой последний путь из Галилеи в Иерусалим. Место действия точно не указывается.
Прежде всего, обратим внимание на то, что перед нами целая группа прокаженных. Прокаженные, жившие группами вне городов, нередко ходили вместе, попрошайничая и ища поддержки. В Ветхом Завете рассказывается история четырех прокаженных, которые сидели у городских ворот (4 Цар. 7:3). Внутрь ворот их не пускали. Поэтому возможность для встречи с Иисусом представилась десяти прокаженным только, когда Он «входил в одно селение», то есть, надо полагать, еще не вошел в него. Прокаженные остановились вдали, так как подходить близко им было запрещено.
В отличие от исцеления прокаженного в Капернауме Иисус не прикасается к прокаженным, и исцеление происходит не сразу, но, когда они уже отходят от Него. Похожий случай описан у Иоанна: там Иисус помазывает глаза слепого брением и отправляет его на купальню Силоам, откуда он возвращается зрячим (Ин. 9:6–7): исцеление, следовательно, происходит либо в момент погружения в купальню, либо сразу после этого, либо на обратном пути. В случае с прокаженными исцеление происходит на пути в Иерусалим.
Иисус идет тем же путем, и один из исцелившихся возвращается к Нему. Сцена описана ярко: исцеленный «громким голосом» прославляет Бога, «падает на лицо» к ногам Иисуса и благодарит Его. Он явно потрясен случившимся и пользуется возможностью приблизиться к Иисусу — этой возможности он был лишен, будучи прокаженным. Остальные девять, между тем, как можно предположить, продолжают свой путь в Иерусалим.
Возвратившийся был самарянином; остальные, по-видимому, иудеями. Некоторые комментаторы полагают, что возвращение единственного в группе самарянина к Иисусу связано с тем, что он шел не в Иерусалим, а в храм на горе Гаризим, главный культовый центр для самарян (Ин. 4:20), где должен был показаться священнику. Это объяснение, однако, представляется искусственным. Эмоциональное состояние исцеленного, как оно описано у Евангелиста, свидетельствует, что он вернулся с конкретной целью — горячо поблагодарить своего Благодетеля.
Как и в других случаях, когда «иноплеменник» являет больше веры, чем Его соплеменники, Иисус приводит его в пример окружающим. К самому же исцеленному Он обращает слова «встань, иди», указывающие на то, что в течение всего времени, пока Иисус беседовал с окружающими, исцеленный лежал, простершись у Его ног. Слова «вера твоя спасла тебя» были той формулой, которой Иисус нередко сопровождал исцеления.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА МИЛОСТИВОГО
Святой Патриарх Иоанн главным делом своего служения считал благотворительность, за что получил именование «Милостивый». В начале своего патриаршего служения он приказал учесть нищих и убогих в Александрии, которых оказалось свыше семи тысяч человек. Всем этим несчастным святитель давал ежедневное бесплатное пропитание. Два раза в неделю он лично принимал нуждающихся, а три раза в неделю посещал больницы, оказывая помощь страдальцам. Святитель Иоанн никогда не отказывал просящим. Однажды по дороге в больницу он встретил нищего и дал ему 6 монет. Нищий, переменив одежду, обогнал Патриарха и снова стал просить милостыню. Святой Иоанн опять дал ему 6 монет. Когда нищий в третий раз попросил подаяния и слуги стали гнать его, Патриарх приказал дать ему 12 монет, сказав: «Не Христос ли искушает меня?»
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ПЕРВОЗДАННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
Если хочешь знать, каким Бог сотворил тело наше вначале, то пойдём в рай и посмотрим на человека первосозданного. То тело не было смертное и тленное; но как светло блестит золотая статуя, только что вышедшая из горнила, так и тело было свободно от всякого тления: его ни труд не тяготил, ни пот не изнурял, ни заботы не мучили, ни скорби не осаждали, и никакое подобное страдание не удручало. Когда же человек не сумел воспользоваться благополучием, но оскорбил Благодетеля, поверил более демону обольстителю, нежели Промыслителю, возвеличившему его, понадеялся быть Богом и возмечтал о своём достоинстве более надлежащего, тогда Бог, желая вразумить его уже самым опытом, сделал его тленным и смертным, и связал множеством нужд, не по ненависти и не по отвращению, но из заботливости, чтобы остановить в самом начале злую и пагубную гордость и не дать ей пойти далее, но опытом научить человека, что он смертен и тленен, и через это заставить его никогда не думать и не мечтать о себе так («О статуях», 11).