Седмица 24-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
3:10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
3:11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
3:12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
3:13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Евангелие от Луки
12:42 Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?
12:43 Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так.
12:44 Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
12:45 Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться,-
12:46 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными.
12:47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;
12:48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
Все вы знаете, насколько остро стоит сейчас проблема семьи, особенно среди молодежи. Более половины браков заканчиваются разводами. А развод почти всегда — трагедия, особенно для детей, остающихся без родителей. И это случается только потому, что вступившие в брак мужчина и женщина не становятся друг другу ближними, не отдают другому в полной мере своего времени, своего внимания, своего сердца, своей любви — всего себя. Взять — готовы, отдать — нет. В браке же все должно быть взаимным: взаимная любовь, взаимное внимание, взаимная помощь в трудные минуты. Брак — это взаимное служение милующих друг друга сердец. И если такое служение осуществляется, люди становятся действительно ближними, и уже никакие соблазны, испытания и житейские трудности не могут нарушить этой близости, созданной с помощью Божией человеческими усилиями.
Притча о благоразумном домоправителе
Господь же сказал: кто́ верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
Лк. 12: 42-48
Пример верного раба или верного домостроителя, который используется в сегодняшнем Евангелии, несет в себе основную позитивную нагрузку, тогда как поведение того же раба в случае, если он будет заниматься рукоприкладством и пьянствовать, описывается в качестве дополнения к этому изначально позитивному образу. Награда верного домоправителя описывается словами: «над всем имением своим поставит его».
Судьба верного раба в притче отнюдь не выходит за рамки возможного в реальной жизни. Наказание, которому господин подвергнет злого раба, напротив, описано терминами, выходящими за пределы реализма: придя внезапно, господин «рассечет» его буквально «напополам», «надвое». Согласно Луке, злого раба ждет участь «неверных»: этот термин может указывать как на язычников, так и на тех, кто не уверовал во Христа.
Весь контекст поучения Иисуса, частью которого является рассматриваемая притча, говорит о том, что она относится ко времени между Его первым и вторым пришествием. Всматриваясь в судьбы Своих учеников и Своей Церкви, Иисус говорит о том разделении, которое проходит не только между разными народами, не только между группами людей, но и внутри одного человека. Если раньше в притчах Он противопоставлял Израильский народ «новому народу», который окажется достойнее, противопоставлял званых избранным, то теперь Он показывает, как один и тот же человек может разделить судьбу блаженных, если будет исполнять волю Бога, и судьбу неверных, если будет думать, что Бога нет или что Он «медлит».
Слова, завершающие притчу в версии Луки, как кажется, несколько смягчают этот радикализм: раб, который знал волю господина своего, но не исполнял ее, «бит будет много», а тот, кто не знал и делал достойное наказания, «бит будет меньше». Здесь допускается, что человек может делать зло не в силу сознательного сопротивления воле Божией, а по неведению. И если того, кто сознательно противится Богу, ждет самое суровое наказание, то согрешающий по неведению, хотя и будет наказан, но в меньшей степени.
В Евангелии от Луки к притче добавлены слова о том, что «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». Эти слова Иисус относит к Своим последователям, напоминая им о лежащей на них нравственной ответственности. На Страшном суде спрос с христиан будет особенно суровым. Об этом говорит апостол Петр: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:17–18). Под домом Божиим здесь понимается Церковь — вся община христиан, когда-либо живших на земле. Они будут судимы тем словом Божиим, которое все они слышали, но одни исполнили, а другие нет.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АРЕФЫ ПЕЧЕРСКОГО
Преподобный Арефа Печерский, уроженец города Полоцка, был монахом Киево-Печерского монастыря. Он тайно хранил в своей келлии большое богатство и никогда не помогал бедным и настолько был одержим страстью сребролюбия, что и сам почти умирал от голода. Господь, желая привести его к покаянию, попустил ворам украсть всё его имущество. Тогда Арефа страшно ожесточился, стал обвинять в воровстве ни в чём не повинных людей и от горя даже хотел лишить себя жизни. Через несколько дней он тяжело заболел, но не прекратил свой ропот на Бога, несмотря на то что старцы убеждали его покаяться. Вдруг, находясь уже при смерти, неожиданно для всей братии Арефа после нескольких дней молчания начал громко взывать: «Господи, я согрешил, сжалься надо мной. Деньги эти были Твои, мне не жаль, что их у меня украли!»
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО АРЕФЫ ПЕЧЕРСКОГО
Избавившись от болезни, преподобный Арефа рассказал братии монастыря, что с ним произошло. «Пришли ко мне Ангелы, пришёл и полк бесовский, – поведал он, – и начали они рассуждать об украденном у меня богатстве. Наш он, говорили бесы, потому что он хулил и роптал, вместо того чтобы благодарить Бога. Ангелы же сказали мне: «О, окаянный человек! Если бы ты благодарил Бога о своей потере, то вменилось бы тебе это, как Иову. Если кто милостыню творит – великое это дело пред Богом, но творят по своей воле; если же кто за взятое насилием благодарит Бога, то это больше милостыни: диавол, делая это, хочет довести до хулы человека, а он всё с благодарением предаёт Господу, – так вот это более милостыни». Услышав это, я взмолился ко Господу Богу о прощении моих согрешений теми словами, которые вы слышали. Бесы исчезли, а Ангелы возрадовались, вменили мне потерянное серебро в милостыню и удалились». С тех пор Арефа совершенно изменился, вёл подвижническую жизнь и всегда хвалил и благодарил Бога.