Седмица 17-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Рождество Пресвятой Богородицы
Мы знаем, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына Человеческого. И не только новое летоисчисление началось от Него — от Рождества Его Пречистой Матери началась новая эпоха в истории всей человеческой цивилизации, ибо впервые за все времена Бог открыл людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви. Это было так странно и непонятно в те языческие времена, когда философы предлагали в качестве высочайших совершенно иные ценности. Именно в той системе ценностей воспитывалось человечество, в том числе самая передовая его часть — население Римской империи. И когда Господь провозглашает совсем иную парадигму человеческой жизни, когда Он призывает жить не по законам, проповеданным языческой мудростью, а по иному закону, закону любви, который предполагает жертвенное отношение человека к окружающему его миру (ибо любовь, в первую очередь, характеризуется способностью жертвовать), — то тем самым Господь не только переворачивает общественное сознание того времени, но и изменяет вектор развития всей человеческой цивилизации.
ПИСАНИЕ И ПРЕДАНИЕ О КОНЧИНЕ ПРОРОКА И ЗАКОНОДАТЕЛЯ МОИСЕЯ
Согласно книге Второзаконие, пророк Божий Моисей, через которого евреи получили свободу от египетского рабства и закон на горе Синай, умер в 120 лет. Моисей подвёл народ к границе Земли обетованной, но сам в эту землю не вошёл. Он умер, хотя «зрение его не притупилось, и крепость в нём не истощилась» (Втор. 34:7) – Господь положил предел жизни пророка. Священное Писание характеризует Моисея как «кротчайшего из всех людей на земле» (Числ. 12:3). Это слово («кротчайший ») в Писании используется только один раз в отношении вождя Израиля. Для того чтобы евреи не начали чрезмерно почитать Моисея и не обожествили пророка, через которого Бог устроил спасение народа от рабства, точное местонахождение гробницы Моисея было скрыто: «никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).
ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРЕДАНИЯ В СОБОРНОМ ПОСЛАНИИ АПОСТОЛА ИУДЫ
Апостол Иуда, брат Господень, в Соборном послании предупреждает верных от обольщения проповедью лжеучителей. Обличая их, апостол берёт вразумляющие примеры из устного предания ветхозаветной Церкви. Говоря о привычке лжеучителей злословить и судить других, апостол отмечает, что даже Архангел Михаил, споря с диаволом о теле Моисея, не произнёс осуждающее слово, но лишь сказал: «Да запретит тебе Господь», а лжеучители «злословят то, чего не знают» (Иуд. 1:9–10). Говоря о неизбежности суда Божия над нечестивыми, апостол ссылается на пророчество праведного Еноха: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идёт Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие»» (Иуд. 1:14–15). Устные предания, на которые ссылается апостол, нашли отражение в апокрифических книгах «Успение, или Вознесение Моисея» и «Книга Еноха», что, впрочем, не ставит под сомнение само предание.