Седмица 13-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Рождество Пресвятой Богородицы
1:39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
1:40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
1:41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
1:42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
1:43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
1:44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
1:45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
1:46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
1:47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
1:48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
1:49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
1:56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Первое послание апостола Павла к Коринфянам
2:6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
2:7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
2:8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
2:9 Но, как написано: || не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Евангелие от Матфея
10:37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
10:38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
10:39 Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
10:40 Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня;
10:41 кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.
10:42 И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
11:1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Мы знаем, что Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божиего и Сына Человеческого. И не только новое летоисчисление началось от Него — от Рождества Его Пречистой Матери началась новая эпоха в истории всей человеческой цивилизации, ибо впервые за все времена Бог открыл людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви. Это было так странно и непонятно в те языческие времена, когда философы предлагали в качестве высочайших совершенно иные ценности. Именно в той системе ценностей воспитывалось человечество, в том числе самая передовая его часть — население Римской империи. И когда Господь провозглашает совсем иную парадигму человеческой жизни, когда Он призывает жить не по законам, проповеданным языческой мудростью, а по иному закону, закону любви, который предполагает жертвенное отношение человека к окружающему его миру (ибо любовь, в первую очередь, характеризуется способностью жертвовать), — то тем самым Господь не только переворачивает общественное сознание того времени, но и изменяет вектор развития всей человеческой цивилизации.
О подати кесарю
Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
Мф. 22: 15-22
Евангелие, которое читается сегодня, описывает попытку фарисеев уловить Иисуса в словах. С этой целью они через своих учеников задают вопрос о том, позволительно ли давать подать кесарю.
Блаженный Иероним Стридонский так описывает историческую ситуацию в Иудее на тот момент: «Незадолго до того времени, при кесаре Августе, Иудея была покорена римлянами, и когда по всему тогдашнему миру была совершена перепись, Иудея была обложена данью; тогда в народе поднялось большое возмущение, так как некоторые говорили, что ради сохранения безопасности и спокойствия, — ибо римляне воевали в защиту всех, — должно платить подать; а фарисеи, приписывавшие себе справедливость, наоборот, утверждали, что народу Божию, — который платил десятины, давал начатки плодов и исполнял все остальное, предписанное законом, — не следует подчиняться человеческим законам.
Кесарь Август поставил над иудеями царем Ирода, сына Антипатра, чужеземца и прозелита, чтобы он заведовал сбором податей и поддерживал повиновение римскому владычеству. Итак, фарисеи посылают учеников своих вместе с иродианами, то есть воинами Ирода, или с теми, которых фарисеи в насмешку называли иродианами за то, что они платили дань римлянам и не были преданными исполнителями Божественного служения».
В ответ на поставленный вопрос Иисус повелевает отдавать «кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). При этом Он никогда не посягал на земную власть, ее прерогативы не оспаривал. Послание Иисуса само по себе было лишено политической составляющей, и Он не ставил ни перед Собой, ни перед Своими учениками каких-либо политических целей. И тем не менее, проповедуемое Им учение вступало в перманентный конфликт с земными стандартами по той причине, что оно ориентировало людей на иные ценности.
Учение Иисуса не вырывает человека из обыденной жизни, не ставит его в оппозицию к властям, обществу, государству. Вопреки мнению некоторых ученых, считающих, что Иисус был вовлечен в восстание против установившегося в Палестине порядка, Он не был ни революционером, ни социальным реформатором. Он не призывал ни к свержению власти римлян, ни к какому-либо иному переустройству общества.
Суть преобразования общественного устройства, к которому призывает Христос, заключается, по мысли Иоанна Златоуста, в том, что «прежде достижения неба Он повелел нам землю сделать небом и, живя на ней, так вести себя во всем, как если бы мы находились на небе».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ПОДВИГ МУЧЕНИКОВ АНИКИТЫ И ФОТИЯ
Среди жертв Великого гонения при императоре Диоклетиане (284–305) – святые мученики Фотий и Аникита. Аникита был членом Сената, а юноша Фотий был племянником Аникиты. Когда от жителей Никомидии потребовали совершить жертвоприношение римским богам, святые Аникита и Фотий отказались. На суде Аникита свидетельствовал, что только Христос является истинным Богом и что от Него получают свою власть все правители. За исповедание христианской веры святые Аникита и Фотий были преданы всевозможным казням, но Господь для утверждения многих хранил святых невредимыми. Их пытались сжечь в котле, но котёл развалился. Тогда мучеников подвергли огню, положив на решётки. Святые отдали души Богу, но их тела остались невредимыми и были сокрыты единоверцами.
ВИДЕНИЕ ФАВОРСКОГО СВЕТА АФОНСКИМ СТАРЦЕМ ИОСИФОМ
Афонский старец Иосиф (Спилайоти), почивший в 1959 году, стяжал дар умной сердечной молитвы и не раз был свидетелем очищающего и чудотворного действия благодати. В одном из писем он говорит: «Однажды случилось у меня много искушений. Весь день я взывал с большой болью. Наконец, на заходе солнца успокоился. Я смотрел на церковь Преображения на вершине и просил Господа, обессиленный и огорчённый. И мне показалось, что оттуда пришло стремительное дуновение. И наполнилась душа моя благоухания. И сразу начало моё сердце, как часы, умно говорить молитву. Я поднялся, полный благодати и радости, и вошёл в пещеру. И как только, склонив свой подбородок к груди, я произнёс несколько раз молитву, как был восхищен в созерцание. И хотя был внутри пещеры, оказался снаружи, на небе, с предельным миром и тишиной в душе. Совершенное упокоение. Только думал: “Боже мой, пусть я не вернусь более в мир, а останусь здесь”. Когда Господь меня упокоил, сколько хотел, я снова пришёл в себя и оказался в пещере».