Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
21
Мая / 2023 ГОД
По новому стилю
8
Мая
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Евангелие от Иоанна
21:15 Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.
21:16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
21:17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
21:18 Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
21:19 Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.
21:20 Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя?
21:21 Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что?
21:22 Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною.
21:23 И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? -
21:24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
21:25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Деяния святых Апостолов
16:16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
16:17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
16:18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
16:19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
16:20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
16:21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
16:22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
16:23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
16:24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
16:25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
16:26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
16:27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
16:28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
16:29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
16:30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
16:31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
16:32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
16:33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
16:34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Евангелие от Иоанна
9:1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
9:2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
9:3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
9:4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
9:5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
9:6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
9:7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
9:8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9:9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
9:10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
9:11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
9:12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
9:13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
9:14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
9:15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
9:16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
9:17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
9:18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
9:19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
9:20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
9:21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
9:22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
9:23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
9:24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
9:25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
9:26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
9:27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
9:28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
9:29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
9:30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
9:31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
9:32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
9:33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
9:34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
9:35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
9:36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
9:37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
9:38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Первое послание Иоанна
1:1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,-
1:2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,-
1:3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
1:4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.
1:5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
1:6 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
1:7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
Евангелие от Иоанна
19:25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
19:26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
19:27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
21:24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
21:25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Цитата Патриарха

Мы знаем, что голос совести работает в каждом – в одном сильнее, в другом слабее. Мы знаем, что голос совести заглушить можно, потому что он уж больно травмирует, он больно мешает жить, исчезает комфорт, покой. Если совершил человек что-то злое, Божий голос внутри него – голос совести – мешает ему быть спокойным. Современные люди научились этот голос тушить, у них есть свой «огнетушитель» – либо пьянство, либо наркотики, либо самовнушение, в основе которого сравнение себя с другими людьми: я что, хуже других, что ли? Если так легко заглушить голос совести, то что может помочь его сохранить? И здесь мы говорим: вера православная, наша вера. Она помогает сохранить понимание закона Божиего, потому что он не только там, в душе, написан, он еще и буквами написан. Откроешь Евангелие, прочитаешь и соприкоснешься с этими обжигающими словами…

Евангелие дня

Исцеление слепорожденного

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи. Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги. Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те. Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Ин. 9:1-38

Читаемый сегодня рассказ об исцелении слепорожденного сопровождается глубоким богословским комментарием. Он является иллюстрацией к теме, на которой акцентирует внимание апостол Иоанн: Господь есть свет миру (Ин. 9:5). И это значит, что Он привел людей в мир для того, чтобы они видели свет и приобщались к нему.

Есть свет, который мы видим, когда поутру встречаем новый день, когда восходит солнце; есть свет, который мы зажигаем в домах, когда за окном наступают сумерки. Но есть и свет нерукотворный – тот Божественный свет, который невозможно возжечь никакими нашими средствами и усилиями, ибо его возжигает Сам Господь. Этот свет, невидимый глазу, узревается очами души. И когда евангелист Иоанн говорит, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1:1–5), это означает, что в Боге нет никакого зла, что Бог просвещает каждого человека, пришедшего в мир.

Бог является Творцом как света зримого, так и Источником света вечного, нетварного, который превосходит возможности естественного восприятия и сияет внутри очищенной от греха человеческой души. К этому Божественному свету на протяжении многих веков приобщались подвижники, святители, преподобные – те, кого Господь удостаивал таинственных видений Божественного света.

Святитель Григорий Богослов в IV веке говорил, что светом является не только Бог, но и вся церковная жизнь: любой церковный праздник, каждое Таинство, всякое событие, которое совершается в Церкви. Сама встреча человека с Богом является встречей с Божественным светом. Божественный свет является, по учению Церкви, нетварным – он есть Божественная энергия. Бог является неприступным и недостижимым в Своей сущности, но в Своих энергиях, в Божественных действиях, открывается нам. И Божественный свет, которым Он озаряет сердце человека, есть та энергия, в которой являет Себя Сам Господь.

Господь отверз очи человеку, никогда не видевшему солнечного света, и он вдруг увидел окружающий мир: деревья, солнце, людей. Но в то же время Спаситель отверз и духовные очи этого человека и, встретив его еще раз, спросил, верует ли тот в Сына Божия. Ибо для того человека было недостаточно увидеть только солнечный свет – ему нужно было исцелиться и от духовной слепоты и встретиться лицом к Лицу с тем светом нетварным, каким является Сам Господь. Иисус Христос при второй встрече отверз исцеленному и духовные очи, чтобы тот уверовал, что Исцеливший его есть Сын Божий.

Таинственным и непостижимым образом Господь отверзает очи тысячам и миллионам людей – не только очи телесные (что, конечно, случается крайне редко), но, прежде всего, очи духовные.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

События дня

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) О СЛУЖЕНИИ МОНАХА МИРУ

В праздничный день в Троицкой пустыни гости, в числе которых было немало сановных, влиятельных лиц, обедали за общим столом с братией во главе с архимандритом Игнатием (Брянчаниновым). Во время обеда один из самых почётных посетителей обратился к настоятелю с категоричным вопросом: «Как согласить, отец архимандрит, ваши обеты монашества с той обстановкой, в которой вы живёте?», указывая глазами на великосветское общество, окружавшее архимандрита. Настоятель не замедлил с ответом: «Очень просто. Оно объясняется послушанием воле государя императора, которому угодно было меня взять из вологодских болот, где я жил в уединённейшем монастыре, и поставить здесь, на перепутье большого света, чтобы говорить вам слово истины настолько, насколько позволят это ваши гнусные приличия света».

СИНАКСАРЬ НЕДЕЛИ О СЛЕПОМ

В этот день празднуем чудо Господа нашего Иисуса Христа, сотворённое над слепым от рождения. Чудо это, подобно бывшему с самарянкой и расслабленным, тоже совершилось при посредстве воды. В Иерусалиме Господь видит слепца, который и родился таким, имея лишь очертания глаз и углубления вместо них. Плюнув на землю, Христос помазал слепому места, где следовало быть очам, и послал его умыться к источнику Силоам, дабы показать, что Он – Тот, Кто при начале бытия взял прах от земли и сотворил человека. Слюной, а не водой воспользовался, дабы ясно было, что благодатная сила – не от воды. Умыться же его понудил, с тем чтобы никто не приписал исцеления тамошней земле и грязи, а к Силоаму отправил ради многочисленных свидетелей исцеления, ибо многих должен был встретить он, когда шёл с очами, грязью помазанными. Некоторые же говорят, что слепой и после омовения не удалил с глаз грязь от смешения слюны с землёй, но сама грязь изменила свою природу таким образом, что образовались очи.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru