Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
21
Апреля / 2022 ГОД
По новому стилю
8
Апреля
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Цитата Патриарха

Будем же строить свою жизнь в мире, стараться служить другим людям добрым словом, добрым делом, имуществом своим, советом, а самое главное — с добрым, открытым сердцем идти навстречу тем, кто нас окружает, в том числе тем, кто считает нас своими врагами. Будем также помнить, что спасение невозможно обрести силой человеческой, даже через самую что ни на есть высокую добродетель, ибо человека спасает не дело, которое он совершает, но благодать Божия, споспешествуемая человеческими делами. А потому как можно чаще будем прибегать к Святой Евхаристии, вкушать Тела и Крови Христовой, исповедовать свои грехи и, опираясь на эту великую духовную силу, творить добро ближним и дальним, утверждая в мире сем великие истины, которые провозгласил Христос и которые Он утвердил смертью и Воскресением Своим.

Евангелие дня

Тайная вечеря. Умовение ног ученикам

Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Ин. 13: 1-17

Одним из наиболее значимых событий, произошедших на Тайной вечери, которая вспоминается в Великий Четверг, было умовение Иисусом ног Своим ученикам.

Омовение ног становится, согласно Евангелию от Иоанна, прелюдией ко всей истории Страстей, в которой наивысшим образом была явлена любовь Иисуса к «Своим сущим в мире». По словам Кирилла Александрийского, вочеловечение Слова Божьего «еще не указывало бы на то, что Он до конца возлюбил, если бы не захотел пожертвовать Своею жизнью за всех». Но Он «возлюбил до конца, не отказавшись подвергнуться и этому, хотя и предвидя, что пострадает, ибо не было неведомо Спасителю Его страданье. Итак, говорит, имея возможность избежать неистовства иудеев и нечестия распинателей, Он явил совершеннейшую любовь к Своим, сущим в мире, ибо отнюдь не отказался положить за них жизнь Свою».

Евангелист отмечает, что действие происходит в тот момент, когда диавол уже вложил в сердце Иуды намерение предать Учителя. Тем не менее, Иуда еще остается среди учеников и, следовательно, является одним из тех, кому Иисус омывает ноги. На данное обстоятельство Иоанн Златоуст обращает особое внимание: «В изумлении сказал это Евангелист, показывая, что умыл ноги Иуде тогда, когда тот уже решился предать Его. Этим Он обнаруживает также великую злобу Иуды, — потому что его не остановило ни участие в вечере, хотя это обыкновенно лучше укрощает злобу, ни то, что Учитель продолжал заботиться о нем до самого последнего дня».

Как и все мужчины Его времени, Иисус носил две одежды: верхнюю (хитон) и нижнюю. Верхнюю одежду было принято снимать при выполнении работы по дому или при прислуживании за столом. Евангелист детально описывает все действия Иисуса. Все эти детали, не ускользнувшие от взора Евангелиста, подчеркивают, что Иисус выполнял служение раба от начала процесса (приготовления умывальницы с водой) до его завершения (отирания ног полотенцем), и делал это без чьей-либо помощи.

В домах богатых людей воду для омовения ног подавали слуги. Если хозяин дома хотел оказать гостю особую честь, он мог сам взять в руки сосуд для омовения ног. Обычным делом было для учеников омывать ноги своему учителю. Однако в данном случае все происходило не по установленному обычаю.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

События дня

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ О ТАИНСТВЕ ЕВХАРИСТИИ

Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывал своим ученикам случай, доказывающий, что Бог совершает таинства Святым Духом и служением Ангелов и что даже если тайные еретики из страха человеческого совершают службы по правилам соборной Церкви, то мы, крестясь, исповедуясь и причащаясь у них, не получаем от этого вреда: «Один священник-еретик, отслужив литургию, пришёл в свой дом, держа в руках потир. В доме топилась печь, и его жена, стоя рядом, готовила пищу. Он же, вылив содержимое потира в огонь печи, отошёл. Жена же его посмотрела в печь и увидела в огне малое дитя, сказавшее: “Ты меня здесь огню предал, а я тебя там вечному огню предам”. Тотчас разверзлась кровля избы, и жена увидела, как прилетели две большие птицы и, взяв отрока из печи, полетели на небо. И кровля избы встала на своё место».

ЧУДО СО СВЯТЫМИ ДАРАМИ

В Селевкии, близ Антиохии, жил богатый купец, человек богобоязненный, но державшийся ереси Севера Антиохийского. У него был слуга, принадлежавший к Святой Православной Церкви. В Великий четверг слуга принял Святые Дары и, завернув их в чистое полотно, положил в свой шкаф. После Пасхи купец послал слугу в Константинополь. Тот, позабыв про Святые Дары, оставил их в своём шкафу, а ключ вручил хозяину. Однажды хозяин, отомкнув шкаф, нашёл полотно с находившимися там Святыми Дарами. Он не решился их принять, так как не принадлежал к Православной Церкви, и оставил в шкафу, рассудив, что слуга, возвратившись, примет их. Но прошёл год, а слуга ещё не вернулся. Тогда хозяин решился предать Святые Дары огню. Отворив шкаф, он увидел, что все святые частицы произрастили стебли и колос… Купец пришёл в страх при виде этого чуда. Взяв Святые Дары и громко восклицая: «Господи, помилуй!», он со всеми домочадцами немедленно поспешил в храм к святому епископу Дионисию, где свидетелями чуда стали все собравшиеся.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru