Неделя о мытаре и фарисее
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Если человек совершает грехи, но сознает, что поступил плохо, — он раскаивается пред Богом. Лучше приносить покаяние в храме, но не всегда это возможно. Поэтому каждый день, заканчивая его, мы должны анализировать свои слова, свои поступки перед самими собой и пред Богом и говорить: «Господи, я поступил плохо, я произнес неправильные слова, — прости меня, помоги мне избегать этих плохих поступков или слов!» Тогда мы корректируем нашу жизнь, мы вновь настраиваем себя на ту самую программу, которую Бог вложил в нашу природу. А если мы оправдываем, даже наедине с собой, свои поступки, иногда отвратительные, то мы разрушаем нравственную основу собственной природы.
ИЗ ЖИТИЯ ПРЕПОДОБНОГО ИСИДОРА ПЕЛУСИОТА
Преподобный Исидор Пелусиот (IV–V века) родился в Александрии. Одарённый блестящими способностями, он получил прекрасное образование, но отказался от светской карьеры и принял постриг в монастыре на Пелусиотской горе. По просьбе братии обители преподобного избрали настоятелем, и он принял священный сан. Услышав о служении Иоанна Златоуста, святой отлучился из монастыря и пришёл в Константинополь, чтобы послушать проповеди великого святителя. На письменное наследие преподобного Исидора проповеди Златоуста оказали заметное влияние. Когда святителя за обличение императрицы Евдоксии незаконно низложили с кафедры и отправили в ссылку, преподобный Исидор встал на его защиту. Он не раз в письмах увещал императора Аркадия и архиепископа Феофила прекратить гонение на святителя Иоанна, но безуспешно.
СИНАКСАРЬ НЕДЕЛИ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
По мысли святых отцов, недели о мытаре и фарисее, блудном сыне и Страшном Суде должны поощрять к соблюдению поста, научать, как приготовиться к духовным подвигам, оставив пагубные обычаи и привычки. «Как воеводы обучают готовящихся к войне и понуждают их очистить и наточить оружие, устранить всё, что может им помешать, запастись всем необходимым и быть готовыми к подвигам; так и святые отцы провозглашают пост ополчением на демонов, чтобы мы, очистив от душ наших накопленный в течение долгого времени яд, и если в нас нет ещё ничего доброго, то, приобретя его, вооружились и подошли готовыми к совершению поста. Так как первое средство обретения добродетели есть покаяние и смирение, величайшее же препятствие к смирению – гордость, то святые отцы и положили притчу о мытаре и фарисее первой, поучая, как отложить гордость, надменность фарисея и обрести противоположное – смирение и покаяние мытаря… Эта притча поучает нас не возноситься, делая добро, а постоянно смиряться и молиться от души Богу».