Седмица 26-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
3:9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
3:10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
3:11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
3:12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Евангелие от Луки
13:18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
13:19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
13:20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
13:21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.
13:22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
13:23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
13:24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
13:25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
13:26 Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
13:27 Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
13:28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
13:29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Когда читаешь древние тексты, описывающие духовный подвиг святых мучеников и мучениц, то невольно задаешься вопросом о том, откуда они черпали эту силу. И понимаешь, что никакая физическая сила, никакая человеческая воля не способны дать такое терпение человеку – то была воля Божия, то была сила Божия, которая поддерживала и одухотворяла. Сказанное весьма поучительно для современных людей, многие из которых непременно хотят быть сильными. Той силы, которой обладали святые мученики, своими усилиями достичь невозможно. И каждый, кто сегодня хочет быть сильным, хочет побеждать, хочет достигать многого в своей жизни, должен помнить, что все эти человеческие победы возможны, когда силен наш дух, оплодотворяемый силой Божией.
Горчичное зерно и закваска
Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Лк. 13: 18-29
Читаемые сегодня притчи о горчичном зерне и о закваске раскрывают понятие «Царство Небесное» применительно к земной жизни человека.
Иисус произнес незадолго до Своей последней пасхи слова: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Хотя в рассматриваемой притче речь идет о зерне горчичном, а в цитированных словах — о зерне пшеничном, суть от этого не меняется. Зерно, чтобы вырасти и принести плод, должно умереть. В устах Иисуса, знавшего, что Он пришел в этот мир, чтобы отдать жизнь Свою (Ин. 10:17), образ зерна был связан с темой смерти и воскресения.
Возможно, слова о пшеничном зерне из Евангелия от Иоанна содержат в себе ключ ко всем притчам из синоптических Евангелий, построенным на образах зерна и семени. Во всех этих притчах говорится о семенах и всходах. Но в общем контексте миссии, с которой пришел Иисус, путь от семени к плоду лежит через смерть. Эта грядущая смерть, о которой Иисус знал с самого начала, окрашивает Его слова той особой интонацией, которая позволяет отличить Его голос от голоса любого другого проповедника и учителя, когда-либо жившего на земле. Не случайно в ранней Церкви образы зерна и семени прочно связывались с темой мученичества. Широко известны слова Тертуллиана о том, что «кровь мучеников есть семя христианства».
Образ закваски в тексте выполняет другие функции по сравнению с образом зерна. Он указывает на ту же реальность Царства Небесного, но раскрывает ее по-иному. Образ закваски призван обозначить качество присутствия последователей Иисуса в мире. Закваска, находясь внутри теста, заставляет тесто вскиснуть и взойти. Христиане призваны, пребывая внутри мира, выполнять в нем ту же функцию, что закваска в тесте. Закваска по отношению к тесту является инородным элементом. Она не принадлежит изначально тому пространству или предмету, внутри которых оказывается, но привносится в них, добавляется к ним. Подобным образом и последователи Иисуса, живущие в мире, иноприродны миру. Они в мире, но не от мира (Ин. 17:14–18).
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКА СТЕФАНА ДЕЧАНСКОГО
Святой Стефан Дечанский был сыном сербского короля Стефана Милутина. Он стал жертвой навета своей мачехи и ослеплён по приказу отца, посчитавшего его главой заговора. После ослепления святой молился Богу в храме Святителя Николая, который находился рядом с местом злодеяния. Во время молитвы ему явился Николай Чудотворец, державший в руке глаза мученика. «Не скорби, Стефане, – сказал святитель, – вот на длани моей твои очи». Через несколько лет святитель Николай исцелил святого Стефана от слепоты, а Стефан Милутин возвратил сына из заточения. После кончины отца святой Стефан стал его преемником и в благодарность Богу основал Дечанский монастырь. Через несколько лет святитель Николай вновь явился царю и предрёк ему мученическую смерть. Вскоре святой Стефан был убит своим сыном Стефаном Душаном.
СВЯТАЯ ГАЛЛА МИЛОСТИВАЯ И АПОСТОЛ ПЁТР
Краткое жизнеописание святой Галлы († около 550 года) приводит в своих «Диалогах» святитель Григорий Двоеслов. Галла была дочерью патриция и принцепса сената Квинта Аврелия Меммия Симмаха, советника остготского короля Теодориха. В юности она вышла замуж за молодого патриция, но через год овдовела. Родственники понуждали Галлу заключить повторный выгодный брак; к тому же склоняли её и врачи, говоря, что такой страстной натуре, как она, необходимо выйди замуж, и предсказывая, что «если она не вступит в супружество, то от чрезмерного жара, вопреки самой природе, будет иметь бороду» (что после и случилось). Вопреки этим увещаниям Галла выбрала путь безбрачия и вступила в монастырь при базилике Святого Апостола Петра на Ватиканском холме. Там она подвизалась много лет, отличаясь простотой сердца, усердием в молитве и щедростью в милостыне. Перед кончиной святая Галла заболела раком груди. Во время болезни ей явился апостол Пётр. Он сказал, что Галле отпущены грехи и что вскоре Господь пошлёт ей кончину.