Седмица 22-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных; Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила
4:2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
4:3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,
4:4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
4:5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
4:6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
4:7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
4:8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,
4:9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Евангелие от Луки
13:1 В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
13:2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
13:3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.
13:4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
13:5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.
13:6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
13:7 и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?
13:8 Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,-
13:9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
Без веры человек становится слабым – марионеткой в руках тех, кто обладает силой. Человек без веры гордится своим рангом, своим положением, своей властью, но на деле оказывается беззащитным, а потому и легко управляемым, легко поддающимся внушению. В тот момент, когда люди больше всего говорят о свободе, они больше всего покоряются своим страстям, стереотипам мысли, политическим лозунгам и, оставив Бога, теряют свою свободу и свою способность опираться на ту силу, которая и способна реально помогать человеку в жизни.
Притча о бесплодной смоковнице
В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете. И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.
Лк. 13: 1-9
В сегодняшнем дневном Евангелии, которое по церковному календарю читалось вчера по причине празднования дня свт. Иоанна Златоустого, содержится притча о бесплодной смоковнице. Она является частью поучения, произнесенного после того, как Иисусу рассказали «о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их» (Лк. 13:1).
Это выражение указывает на то, что описанный у Луки эпизод произошел в то время, когда галилеяне приносили жертвы. Заклание жертвенных животных происходило в храме Иерусалимском. Речь, следовательно, идет о группе паломников из Галилеи, которые пришли в Иерусалим для того, чтобы принести жертвы, и там во время жертвоприношения по каким-то причинам были умерщвлены воинами Пилата. Их кровь смешалась с кровью жертвенных животных.
История с падением Силоамской башни — еще один инцидент, о котором ничего не известно из других источников. Оба события — смерть галилеян и смерть восемнадцати человек под обломками башни — служат для Иисуса поводом для напоминания о покаянии и о том, что смерть подстерегает каждого человека. При этом Иисус опровергает распространенное мнение, что внезапная смерть или смерть в результате несчастного случая является наказанием за грехи. Погибшие, говорит Он, не были более грешными, чем оставшиеся в живых. Но их гибель должна стать предостережением для людей, не приносящих плоды покаяния.
От этой мысли Иисус переходит к притче о бесплодной смоковнице, которая на первый взгляд может показаться не связанной с тем, что ей предшествовало. Связь притчи с тем, что ей предшествовало, косвенная. Галилеяне остались в живых потому, что Бог дал им время на покаяние. Именно долготерпение Божие становится сюжетом притчи о бесплодной смоковнице.
В то же время, притча о бесплодной смоковнице показывает, что долготерпение Божие не безгранично: рано или поздно человек должен будет дать отчет о своих делах, о плодах, которые он принес или не принес. Время ожидания этих плодов в притче соответствует тому дополнительному году, которое получает бесплодная смоковница. Если и этот год, в течение которого виноградарь будет ухаживать за ней особым образом, не поможет ей принести плоды, она будет срублена. Год, отпущенный смоковнице, — это весь промежуток времени между первым и вторым пришествием Сына Божия. В течение этого времени Сын Божий через созданную им на земле Церковь будет вести людей по пути покаяния, проявляя по отношению к ним милость и долготерпение. Однако окончательный итог жизни каждого человека зависит не только от Бога. В значительной степени он зависит от воли и выбора человека — от того, последует ли он за Ним, захочет ли исполнять Его волю и жить по Его заповедям.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
О РУДНЕНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Рудненская икона Божией Матери явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилёвской губернии и хранилась в Киевском Флоровском монастыре. В 1920-х годах икона исчезла, но сохранилось несколько её списков, самый известный из которых находится в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском. По преданию, в середине XIX века он был обретён крестьянами села Крылатского в овраге, в траве у источника. На месте явления иконы была воздвигнута часовня, в которой и хранилась святыня, а список с образа был помещён в местный храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1936 году, во время гонений на Церковь, икона была уничтожена, но дореволюционный список, находившийся в храме, был сохранён местными жителями и передан настоятелю вновь открывшегося в 1989 году храма, где прославился множеством чудес.
ИЕРУСАЛИМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
По преданию, Иерусалимская икона Божией Матери написана апостолом Лукой в Гефсимании, ещё при жизни Богородицы, через 15 лет после Вознесения Христова. При византийском императоре Льве Великом икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, называемом Пигий, или «Источник». При императоре Ираклии город осадили скифы, и его удалось отстоять после всенародной молитвы перед этой иконой. В память о чудесном спасении икону перенесли во Влахернскую церковь, где она оставалась почти 300 лет. В начале Х века икона попала в Херсонес, откуда святой князь Владимир взял её в Киев. После того как христианскую веру приняли новгородцы, князь послал сей образ им в благословение. Более 400 лет образ пребывал в Новгородском Софийском соборе. В середине XVI века царь Иоанн Грозный взял Иерусалимскую икону в Москву и поместил в Успенском соборе. В 1812 году французы во время нашествия похитили икону и увезли во Францию, где она и по сей день хранится в соборе Парижской Богоматери.