Седмица 20-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
1:9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
1:10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
1:11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Евангелие от Луки
5:27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.
5:28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.
5:29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.
5:30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?
5:31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
5:32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
Если мы исторгаем из сердца своего страсть, если мы освобождаемся от некоего внутреннего богатства, которое не есть богатство в Боге, мы освобождаем место в сердце Богу. И Бог входит в нашу внутреннюю жизнь, преобразуя нашу жизнь и спасая нас. Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). Ну а что происходит, когда мы не уступаем Богу и пяди своей внутренней земли, пяди своего внутреннего пространства? Господь нас покидает. Он предоставляет нас самим себе, и тогда нам невозможно спастись, потому что благодатью мы спасены через веру, как говорит апостол Павел (см. Ефес. 2, 8).
Призвание Левия-мытаря
После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.
Лк. 5: 27-32
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Левия-мытаря. В параллельном повествовании Евангелия от Матфея (Мф. 9:9–13) мытарь назван Матфеем. В церковной традиции он отождествляется с автором Евангелия от Матфея, апостолом от двенадцати, известным под именем Матфея или Левия Алфеева (Мф. 9:9; Мк. 2:14). О его жизни из Евангелия ничего не известно, кроме того, что до призвания Иисусом он был сборщиком податей (Лк. 5:27–29).
Почему мытарь назван двумя разными именами у двух Евангелистов? Евреи времен Иисуса могли иметь два имени: одно еврейское, данное родителями при рождении, другое греческое или латинское. Второе имя также могло содержать в себе имя отца (например, Симон бар Иона в Мф. 16:17); указывать на место, откуда происходил человек (Иосиф из Аримафеи, Мария Магдалина, Филон Александрийский); или представлять собой прозвище (например, «Фома, иначе называемый Близнец» в Ин. 11:16, «сыны громовы» в Мк. 3:17). Однако было бы странно, если бы один и тот же человек носил два еврейских имени.
Матфей назван мытарем в списке двенадцати учеников, приведенном в Евангелии от Матфея; в трех других списках, имеющихся у Марка, Луки и в Деяниях апостольских, Матфей не назван мытарем (Мк. 3:18; Лк. 6:15; Деян. 1:13). Все это, по мнению ряда исследователей, свидетельствует о том, что автор Евангелия от Матфея и мытарь Левий Алфеев — два разных человека. Церковная традиция, однако, принимает Матфея-мытаря, Левия Алфеева и Матфея-Евангелиста за одно лицо.
Кто такие мытари, о которых неоднократно упоминается в Евангелиях? Это сборщики податей, состоявшие на службе у римского прокуратора. Фактически они обслуживали интересы оккупационной власти, почему и были презираемы иудеями. В сознании последних они стояли в одном ряду с другими грешниками, открыто нарушавшими традиции еврейского народа, и даже с блудницами. Отсюда употребляемые в Евангелиях словосочетания «мытари и грешники» (Мф. 9:11; 11:19; Мк. 2:16; Лк. 5:30; 7:34). Пренебрегая презрительным отношением иудеев к мытарям, Иисус неоднократно общался с ними, а одного из них даже сделал Своим учеником.
Относительно трапезы в доме Матфея-Левия Евангелист Лука прямо говорит, что хозяин сделал для Иисуса «большое угощение», отмечая, что «там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними» (Лк. 5:29). Глагол «возлежать», употребляемый в Евангелиях неоднократно в описании этих трапез, указывает на обычай, широко распространенный в греко-римском мире, принимать пищу, полулежа на специальных диванах, расположенных вокруг низкого обеденного стола.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
О СВЯТИТЕЛЕ МИХАИЛЕ, ПЕРВОМ МИТРОПОЛИТЕ КИЕВСКОМ
На богослужении Русской Православной Церкви традиционно поминается святитель Михаил как первый митрополит Киевский – так его именует Иоакимовская летопись. В 989 году он прибыл из Корсуни к равноапостольному князю Владимиру. Русская Церковь нуждалась в деятельном и мудром пастыре. На долю святителя Михаила выпало нелёгкое, но благодатное служение – просвещать новокрещёную Русскую землю. Он ревностно занимался пастырской и миссионерской работой, освящал храмы, поставлял пастырей. В синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он именуется первоначальником. Преставился святитель в 992 году и был погребён в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года мощи его были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерской Лавры, а в 1730 году, в Успенский храм.
ОБЛИЧЕНИЕ КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ШЕМЯКИ ПРЕПОДОБНЫМ ГРИГОРИЕМ ПЕЛЬШЕМСКИМ
В 1434 году князь Дмитрий Шемяка опустошал Вологодскую землю. Несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, многие умирали от голода. Толпы разорённых людей стекались в обитель Григория Пельшемского, и он помогал им, сколько мог. Видя муки несчастных вологодцев, преподобный сказал Шемяке: «Князь Дмитрий, ты творишь дела нехристианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом. Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи. Если ты не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то скоро лишишься и славы, и княжения!» Рассерженный Шемяка приказал сбросить Григория с высокого моста на лёд реки. Старец сильно разбился и несколько часов лежал без чувств. Очнувшись, сказал он: «Каков господин, таковы и слуги; но погибнут они, несчастные». Вскоре Шемяка должен был оставить Вологду, разбитый войсками великого князя, а мужество преподобного Григория усилило уважение в народе к нему и его обители.