Седмица 13-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
11:5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
11:6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
11:7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
11:8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
11:9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
11:10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11:11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
11:12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
11:13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
11:14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
11:15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
11:16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
11:17 Что́ скажу, то́ скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
11:18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
11:19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
11:20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
11:21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. || А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
Евангелие от Марка
4:1 И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря.
4:2 И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им:
4:3 слушайте: вот, вышел сеятель сеять;
4:4 и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́.
4:5 Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
4:6 когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло.
4:7 Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода.
4:8 И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.
4:9 И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Цель поста — покаяние, изменение души человека, его внутреннего состояния. Это изменение достигается через пост — воздержание от пищи, — молитву и милосердие — средства, которые помогают человеку развить ревность по Богу, выйти из духовного забвения, духовной спячки. Под их влиянием возникает желание духовно совершенствоваться, контролировать свое духовное состояние. Такое состояние, которое святые отцы именуют «заключением сознания в сердце», способствует развитию ревности по Богу таким образом, что она начинает преобразовывать человека. Но чтобы совершенствоваться, чтобы достичь некоего духовного развития, нужно особым образом воздействовать на ум, волю и чувства. Нужно их воспитывать — только тогда будет одержана пусть незначительная, но реальная победа в духовной брани, которую мы ведем с грехом.
Притча о сеятеле
И опять начал учить при море; и собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. И учил их притчами много, и в учении Своем говорил им: слушайте: вот, вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то́. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!
Мк. 4: 1-9
Притча о сеятеле является первой притчей Иисуса, изложенной в Евангелии от Марка. Она также является первой самостоятельной притчей в Евангелиях от Матфея и Луки. При этом притчи не занимают столь существенного места у Марка, как у Матфея и Луки: Евангелие от Марка содержит лишь пять притч. Акцент делается прежде всего на чудеса, которым посвящена основная часть повествования вплоть до начала истории Страстей.
Эта притча произносилась в Галилее. В галилейских притчах значительное место занимают светлые, радостные, положительные, вдохновляющие образы: сеятель щедро разбрасывает семена, не думая о том, на какую почву они попадут (Мф. 13:3–5); из горчичного зерна вырастает дерево, и птицы прилетают, чтобы укрыться в его ветвях (Мф. 13:31–32); человек находит на поле сокровище и «от радости о нем» продает все, что имеет, и покупает поле (Мф. 13:44); купец находит драгоценную жемчужину (Мф. 13:45).
Кто понимается в притче под сеятелем? Иисус не упоминает об этом в Своем толковании, начиная его сразу с семени. По-видимому, Он полагает, что ученики знают, о ком идет речь. Однако, толкуя притчу о плевелах, тематически связанную с рассматриваемой притчей, Иисус прямо скажет, что «сеющий доброе семя есть Сын Человеческий» (Мф. 13:37). По аналогии мы можем распространить это толкование и на притчу о сеятеле: в ней Иисус говорит о Себе, Своем учении и о том, как по-разному это учение воспринимают люди. Притча о сеятеле, таким образом, становится прелюдией ко всем другим притчам Иисуса. Не случайно она была произнесена раньше других притч.
Параллели к притче о сеятеле усматривают в нескольких местах из 3-й Книги Ездры. Вопрос о том, знал ли Иисус 3-ю Книгу Ездры, может быть вынесен за скобки. Даже если Он знал ее или тот материал, на котором она основана, вряд ли возможно трактовать использование Им образов семени и сеяния в терминах литературной зависимости. Иисус не был кабинетным ученым, черпавшим знания о жизни из книг. Он прекрасно знал Священное Писание Ветхого Завета, и многие используемые Им образы имеют в нем прямые параллели. При этом не меньшее значение для Его проповеди имели наблюдения за жизнью простых галилейских крестьян. Рассказывая Своим слушателям о сеятеле, почве, семенах, всходах, Он апеллировал не к литературным источникам, а к тому, что происходило у Него на глазах и что было известно каждому — известно не по книгам, а по опыту или по собственным наблюдениям.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ О ПОДВИГЕ МУЧЕНИКОВ
Подивись, если не прежним, то настоящим подвигам христиан. Они живут долу, но выше всего дольнего; среди людей, но выше всего человеческого; связаны, но свободны; стесняемы, но ничем неудержимы; ничего не имеют в мире, но обладают всем мирным; живут двойной жизнью, и одну презирают, о другой же заботятся; через умерщвление бессмертны, через отрешение от твари соединены с Богом; не знают любви страстной, но горят любовью божественной, бесстрастной; их наследие – чистота и непрестанное очищение, как незнающих меры в восхождении и обоготворении; нагота и риза нетления; пустыня и торжество на небесах; попрание сластей и наслаждение нескончаемое, неизреченное. Их слёзы потопляют грех, очищают мир; их воздеяние рук погашает пламя, укрощает зверей, притупляет мечи, обращает в бегство полки.
РАССКАЗ АВВЫ ИОАННА ЛИКОПОЛЬСКОГО О ПОКАЯВШЕМСЯ ЮНОШЕ
Преподобный Иоанн рассказывал ученикам о много грешившем юноше, который, по милости Божией, пришёл к покаянию. Он поселился в пещере около кладбища, считая себя мёртвым из-за страстей. Первую неделю он лежал лицом к земле, считая себя недостойным произнести имя Божие или обратиться к Нему с молитвой. Когда неделя подходила к концу, ночью на него восстали демоны с воплями: «Исполненный нашим злом, какого добра ты ожидаешь себе? Тебя ждут блудницы и корчемники – ужели не пойдёшь наслаждаться? Скоро постигнет тебя суд, когда ты так губишь себя. Что же торопишь свою казнь?» Юноша не отвечал им ни слова. Тогда они схватили его и начали терзать тело его и, измучив, оставили полумёртвым. Он же, как только пришёл в себя, тотчас возобновил свой плач. Когда близкие нашли его, то хотели увести домой, но он не позволил. Ещё две ночи приходили бесы и мучили его, но наконец ушли, крича: «Ты победил!» После этого он до кончины без искушений жил в пещере при гробах и был прославлен знамениями и чудесами.