Седмица 16-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
6:2 Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
6:3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
6:4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
6:5 ибо каждый понесет свое бремя.
6:6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
6:7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
6:8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
6:9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
6:10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Евангелие от Марка
7:14 И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте:
7:15 ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека.
7:16 Если кто имеет уши слышать, да слышит!
7:17 И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче.
7:18 Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?
7:19 Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища.
7:20 Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека.
7:21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства,
7:22 кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство,-
7:23 всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.
7:24 И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
Когда мы говорим, что Санкт-Петербург – это культурная столица, мы не можем рассматривать его бесценное историческое наследие вне связи с христианством, в отрыве от православной традиции, в рамках которой и созидались красота и великолепие этого города. Я неоднократно говорил о том, что внешне город выглядит как западноевропейский – именно поэтому он удивляет и восхищает многих иностранных туристов. Но этот город никогда не был чужим для русского народа и для России именно потому, что сила Православия одухотворяла все то, что здесь строилось и созидалось. Петербург никогда не был неким приложением к остальной России – он стал ее органической частью и именно потому здесь в течение более чем 200 лет была столица нашей страны.
Предания старцев. Полемика с книжниками и фарисеями. Продолжение
И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит! И когда Он от народа вошел в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.
Мк. 7: 14-24
Евангелие, которое читается сегодня, рассказывает о том, как после обличения фарисеев Иисус переходит к наставлению, адресованному всему народу. Однако это наставление не поняли даже Его ученики.
Учению фарисеев о том, что святость состоит исключительно в соблюдении внешних предписаний, будь то гигиенических, диетических или иных, Иисус последовательно противопоставляет учение о святости как совокупности внутренних качеств.
Будучи, с одной стороны, глубоко укоренены в ветхозаветной традиции, наставления Иисуса, с другой, по сути означали радикальный разрыв с тем пониманием святости, которое на основе извращенного толкования Ветхого Завета закрепилось в «предании» фарисеев и книжников.
«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его». Иисус вообще не считал какую-либо пищу нечистой и этим раз и навсегда закрывал тему нечистой пищи для Своих последователей. Выражение, переведенное словами «выходит вон», встречающееся в параллельном месте также у Матфея, буквально звучит несколько грубее: «выходит в отхожее место». Этими словами описан естественный процесс очищения организма. Они показывают, что Иисус не гнушался ни человеческим телом, ни его естественными отправлениями.
В противовес внешним предписаниям Иисус заостряет внимание на внутренней нечистоте. Большие и малые грехи исходят из сердца в виде злых помыслов, которые возникают либо от сочетания идей и образов, либо от раздражения страстей, живущих в человеке, либо от нечистых духов.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ЯВЛЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ АЛЕКСАНДРУ СВИРСКОМУ
В конце своей земной жизни преподобный Александр решил построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. После того как заложили основание храма, преподобный Александр, сидя в келлии, услышал голос, подобный грому: «Се Господь грядет и Рождшая Его». Выйдя, он увидел над основанием Покровской церкви сидящую на алтарном месте Пречистую Богородицу. Она держала Младенца Христа на Своих руках, а множество ангельских чинов, блистающих неизречённой светлостью, предстояло Ей. Пресвятая Дева сказала преподобному Александру: «Пришла посетить тебя и посмотреть основание Моей церкви. Возлюбленный Мой, если кто и один кирпич принесёт на построение церкви Моей, во Имя Иисуса Христа, Сына и Бога Моего, не погубит мзды своей. А за то, что молился об обители твоей, всем она будет изобиловать».
СВЯТИТЕЛЬ КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ ОБ ОБЛИВАТЕЛЬНОМ КРЕЩЕНИИ
Ты спрашиваешь, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи: должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительной водой? Мы полагаем, что благодеяния Божии ни в чём не могут быть недостаточны и слабы и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою, и принимающего и подающего, приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном Таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистоты кожи и тела в мирской и плотской бане, где для того, чтобы омыть и очистить всё тело, нужны бывают селитряный цвет с прочими снадобьями, ванна и водоём. Иначе омывается сердце верующего; иначе очищается ум человека чрез заслугу веры. В спасительных Таинствах, в случае крайней необходимости по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим всё. И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать чрез окропление или облитие.