Седмица 3-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
6:8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
6:9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
6:10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
6:11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
6:12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
6:13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
6:14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
6:15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
7:1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
7:2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
7:3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
7:4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
7:5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
Евангелие от Иоанна
4:46 Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. || В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен.
4:47 Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти.
4:48 Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.
4:49 Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой.
4:50 Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.
4:51 На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров.
4:52 Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его.
4:53 Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его.
4:54 Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
Святой Ефрем Сирин, размышляя на тему уныния, говорит, что самое сильное средство для преодоления уныния – молиться. Молиться Богу вопреки, может быть, всё возрастающему нежеланию это делать. Представьте, как человек на морозе, замерзая в снегу, вначале страдает от ужасного холода, который сковывает все его состояние, а в какой-то момент ему вдруг перестает быть холодно. Он погружается в состояние расслабленности, сна, и если в этот момент его не разбудить, не встряхнуть, не поставить на ноги, не вернуть к сознанию, то он непременно умрет. У него потеряна сопротивляемость, он не может больше бороться за свою жизнь. Вот то же происходит с человеком, который впадает в уныние. А потому святой преподобный Ефрем Сирин и настаивает на необходимости именно во время таких душевных испытаний заставлять себя молиться, обращаться к Богу с дерзновением, просить у Него помощи, чтобы не заснуть греховно, чтобы не перейти черту, отделяющую духовную жизнь от духовной смерти.
Исцеление сына царедворца
Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его прийти и исцелить сына его, который был при смерти. Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес. Царедворец говорит Ему: Господи! приди, пока не умер сын мой. Иисус говорит ему: пойди, сын твой здоров. Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров. Он спросил у них: в котором часу стало ему легче? Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.
Ин. 4: 46-54
Сегодня мы слышим рассказ Иоанна об исцелении Иисусом сына царедворца.
Проситель у Иоанна назван словом «царедворец», указывающим на его службу при царском дворе: вероятно, имеется в виду двор царя Ирода Антипы. Мы ничего не знаем ни об этнической принадлежности царедворца, ни о его вероисповедании: он может быть как римлянином-язычником, так и иудеем.
Слова Иисуса «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» могли бы служить косвенным подтверждением того, что царедворец был иудеем. Однако вполне вероятно, что эти слова обращены не к нему непосредственно, а к присутствовавшим при этой сцене иудеям (не случайно Иисус употребляет второе лицо множественного, а не единственного числа).
Тема знамений и чудес неоднократно возникает в полемике Иисуса с иудеями. В ответ на их просьбу показать им знамение с неба Иисус, «глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение» (Мк. 8:12). Поскольку просьба повторялась неоднократно, то и ответ звучал не однажды, в том числе в более резкой форме: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:39; Мф. 16:4).
Совершаемые Иисусом исцеления и изгнания демонов — признаки Царства не ожидаемого, а уже пришедшего. Каждое из исцелений, описанных на страницах Евангелий, становится явлением всемогущества и силы Божией, выражающихся в деяниях воплотившегося Сына Божия и имеющих своим объектом конкретных людей — царедворцев и сотников, просителей и тех, за кого они просят, слепых и глухих, немых и парализованных, прокаженных и бесноватых, мужчин и женщин, людей разного возраста, социального положения, разной этнической и религиозной принадлежности.
Участником чуда может стать всякий, но при одном условии — что он будет иметь веру. Своим ученикам Иисус говорил: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Для верующего человека нет ничего невозможного. Чудо является реальностью его жизни — такой же очевидной и бесспорной для него, как и весь окружающий мир.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
СТРАДАНИЕ МУЧЕНИКА ТЕРЕНТИЯ И ЕГО ДРУЖИНЫ
Во время правления императора Деция (249–251) по его указу по всей Римской империи под угрозой мучений христиан стали принуждать приносить языческие жертвы. В римской провинции Африка (территория нынешнего Туниса) 40 христиан во главе с Терентием не подчинились указу императора и мужественно заявили о своей вере во Христа. Ни уговоры, ни пытки не поколебали мучеников, и Господь их укреплял и помогал. По их молитве идолы, которым христиан заставляли приносить жертвы, упали, а языческий храм разрушился. Ангел Божий питал их в темнице. Змеи, которых натравили на мучеников, не причинили им вреда. Не добившись желаемого, мучители в бессильной ярости обезглавили святых мучеников. Души страдальцев вознеслись к Богу, а их тела были взяты оставшимися христианами и погребены с честью.
ПОЯВЛЕНИЕ ВОРОТНИКА НА ФЕЛОНИ И СУЛКА НА ЖЕЗЛЕ В РОССИИ
У русской фелони, в отличие от гре‑ ческой или грузинской, сзади имеется стоячий воротник. Его появление вызвано тем, что до XVII века русские храмы зи‑ мой не отапливались и воротник защищал священника от холода и сквозняка. С холодным климатом связано и появление на архиерейском жезле сулка, специального четырёхугольного тканевого плата, сложенного вдвое и подвязываемого под поперечную перекладину жезла. Богослу‑ жебные жезлы чаще всего делались из метал‑ ла, а архиереям приходилось долго служить в холодном храме и на улице, например, освя‑ щать воду в праздник Крещения Господня. Поэ‑ тому в середине XVII века был придуман сулок, который не встречается нигде, кроме Русской Православной Церкви. Его нижняя часть отде‑ ляла пальцы епископа от холодного металла, а верхняя – прикрывала руку от мороза. С те‑ чением времени сулки стали произведением церковного искусства, а иногда и наградой иерарху. Сегодня сулки есть абсолютно у всех русских архиереев, а жезл без сулка – отличие и привилегия Патриарха.