Седмица 5-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
15:35 Павел же и Варнава жили в Антиохии, уча и благовествуя, вместе с другими многими, слово Господне.
15:36 По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут.
15:37 Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком.
15:38 Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы.
15:39 Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр;
15:40 а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией,
15:41 и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви.
Евангелие от Иоанна
10:27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
10:28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
10:29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
10:30 Я и Отец - одно.
10:31 Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.
10:32 Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?
10:33 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.
10:34 Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?
10:35 Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание,-
10:36 Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?
10:37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
10:38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
Деяния святых Апостолов
16:16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
16:17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
16:18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
16:19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
16:20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
16:21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
16:22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
16:23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
16:24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
16:25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
16:26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
16:27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.
16:28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.
16:29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,
16:30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?
16:31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.
16:32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.
16:33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.
16:34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Евангелие от Иоанна
9:1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
9:2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
9:3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
9:4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
9:5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
9:6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
9:7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
9:8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9:9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
9:10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
9:11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
9:12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
9:13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
9:14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
9:15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
9:16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
9:17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
9:18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
9:19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
9:20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
9:21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
9:22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
9:23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
9:24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
9:25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
9:26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
9:27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
9:28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
9:29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
9:30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
9:31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
9:32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
9:33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
9:34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
9:35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
9:36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
9:37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
9:38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. И нет иного измерения власти, только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем должно быть выше осознание необходимости свое положение употреблять во благо других людей. Это справедливо не только в отношении тех, кто имеет политическую власть, это справедливо и по отношению к тем, кто имеет экономическую власть. Это справедливо по отношению к богатым людям.
Обвинение в богохульстве
Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
Ин. 10:27-38
В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна на обвинение иудеев в богохульстве Иисус отвечает неожиданно: «не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?».
Он ссылается на Псалом 81, где речь идет о неправедных судьях: они названы богами в том смысле, что от Бога получили судебную власть, однако этой властью они пользуются неправедно. Казалось бы, какое отношение этот псалом имеет к тому, о чем Иисус спорит с иудеями? На первый взгляд, Иисус лишь ссылается на ветхозаветный прецедент применения термина «бог» к людям, доказывая, что от такого словоупотребления «не может нарушиться Писание». Наиболее существенным моментом, однако, является концепция преодоления онтологической пропасти между Богом и людьми. Бог и люди — не полностью инородны, иноприродны, трансцендентны: как оказывается, между Богом и человеком возможно внутреннее, глубинное единство, выражаемое в единстве воли и действия. Это единство в абсолютном смысле осуществлено в Иисусе Христе — Боге и человеке в одном лице. Сын Божий «по естеству» обладает единством с Отцом. Но к этому единству «по благодати» могут быть причастны и другие люди.
Учение, которое принес на землю Иисус Христос, предполагает принципиально новый характер взаимоотношений между человеком и Богом. Между ними возможна такая степень близости, которая была недостижима даже для самых крупных фигур ветхозаветной истории — Авраама и Моисея.
Беседа Иисуса с иудеями на празднике обновления стала одним из краеугольных камней, на которых построено восточно-христианское учение об обожении человека. Слова из псалма «Я сказал: вы — боги» были одним из наиболее часто цитируемых текстов в трудах Отцов Церкви, когда они говорили на данную тему. От этих слов нить протягивали к рассказу Книги Бытия о сотворении человека по образу и подобию Божию (Быт. 1:26–27) и об искушении Адама и Евы диаволом, сказавшим: «Вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Когда-то искуситель прельстил прародителей, обманув их «надеждой на обожение». Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы открыть людям путь к истинному обожению. «Поскольку человек не стал богом, сам Бог стал человеком… чтобы посредством воспринятого воссоздать дарованное», — пишет Григорий Богослов.
Благодаря соединению людей со Христом в единой Церкви для них открывается возможность восстановить в себе образ Божий, искаженный грехом, и стать богами по благодати. На вершинах святости человек может достичь такой степени богоподобия, при котором, оставаясь человеком, начинает обладать божественными свойствами. Одной из составляющих пути к обожению является причащение Тела и Крови Христа.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПОУЧЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АМФИЛОХИЯ ПОЧАЕВСКОГО О ЗДОРОВЬЕ ДУШИ
К преподобному Амфилохию (1894–1971) приезжали юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их среди двора и заставлял класть земные поклоны, поучая, чтобы и дома каждый вечер делали поклоны, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты и причащались. Тогда, по его словам, «всі нерви вийдуть» и вернётся здоровье. И прибавлял, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не «нервы расстроены», а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними. Неодобрительно относился старец к телевизионным передачам, которые «спустошують, обкрадають душу». После просмотра телепрограмм человеку не хочется молиться, а если и принудит себя к молитве, то молится только устами, а сердце далеко от Бога. Такая молитва, по мнению старца, только в осуждение.
ОБРEТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКИТЫ НОВГОРОДСКОГО
В 1551 году один благочестивый боярин перед службой в Великую Субботу в Новгородском Софийском соборе задремал и во сне услышал голос, повелевающий ему покрыть гроб епископа Никиты. Боярин очистил гробницу святителя от пыли и сора, возложил на неё покров и, проделав в ней щель, увидел нетленные мощи святителя. Узнав об этом, многие новгородцы приходили смотреть на останки их древнего пастыря и желали их открытия. Наконец, в 1558 году архиепископ Пимен, получив благословение митрополита Макария и согласие царя Иоанна на открытие мощей святителя, увидел во сне мужа с едва приметной бородой и услышал слова: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестой епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает мощи мои явить народу». Проснувшись, архиепископ немедленно открыл гробницу святителя и нашёл нетленными не только мощи святого, но и его облачение. Тогда он облачил мощи святого в новые архиерейские одежды и переложил их в новую деревянную гробницу.