Седмица 4-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
10:44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
10:45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
10:46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
10:47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
10:48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
11:1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
11:2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
11:3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
11:4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
11:5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
11:6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
11:7 И услышал я голос, говорящий мне: встань, Петр, заколи и ешь.
11:8 Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои.
11:9 И отвечал мне голос вторично с неба: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
11:10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
Евангелие от Иоанна
8:21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
8:22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?
8:23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
8:24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
8:25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
8:26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
8:27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
8:28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
8:29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
8:30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
Что сохраняет целостность человеческой души, человеческой личности? Добродетель, которая называется целомудрием. Целомудрие – это, конечно, плотская чистота, но не только. Целомудрие – это такой образ жизни, который направлен на сохранение внутренней целостности личности. А мы разрушаем эту целостность не только плотскими грехами, которые порождают двоедушие в человеке. Мы разрушаем эту целостность всякий раз, когда наши мысли и слова не соответствуют нашим делам; когда мысли опасные, злые, гадкие, направленные на причинение зла другому человеку, мы внешне упаковываем в респектабельные действия и слова. Мы лицемерим, мы носим в сознании и в сердце зло, желание навредить человеку, – а внешне ведем себя совершенно прилично…
От начала Сущий
Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце. Итак, Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно. Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
Ин. 8: 21-30
«Я есть Сущий», – вот центральная мысль диалога Иисуса с иудеями, который звучит в сегодняшнем евангельском чтении.
Тематически этот диалог тесно связан с тем, что Иисус говорил иудеям на празднике кущей. Там иудеи сначала утверждали, что знают, откуда Он, тогда как Христос, когда придет, «никто не будет знать, откуда Он». Затем, в ответ на слова Иисуса о том, что Он идет к Пославшему Его, и что они не могут прийти туда, где Он, они стали спрашивать друг друга, не собирается ли Он «идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов». Беседа заканчивается недоуменным вопросом иудеев: «Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете придти?» (Ин. 7:27–36). Вопрос повисает в воздухе: ответа на него иудеи не получают.
То, что было сказано тогда, Иисус здесь повторяет почти дословно: «Куда Я иду, туда вы не можете придти». На этот раз иудеи задаются вопросом, не собирается ли Он покончить с Собой. Вновь, как и во многих других случаях, Иисус посылает им ясный сигнал, но в их извращенном и приземленном сознании он преломляется таким образом, что они слышат в Его словах совсем не то, что в них заложено. И происходит это, как и в других случаях, потому, что Он — «от вышних», Он — «не от мира сего», Они — «от мира сего»; Он говорит им о небесном, они способны слышать только о земном (Ин. 3:12).
Преодолеть эту дистанцию между вышним и нижним, небесным и земным, они могли бы с помощью веры. Но именно отсутствие у них веры делает их неспособными воспринять Его послание. Поэтому Он и предсказывает им сначала, что они умрут во грехе своем, а потом — дважды — что они умрут во грехах своих. Выражение «умереть в грехе своем» имеет библейские корни (Иез. 3:18, по переводу Семидесяти). Под «грехом» в данном случае понимается грех неверия, обесценивающий в глазах Иисуса всю фарисейскую праведность, тогда как под «грехами» следует понимать греховный образ жизни в целом.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО АЛЕКСИЯ БОРТСУРМАНСКОГО
В начале своего служения в селе Бортсурманы Симбирской губернии святой Алексий Бортсурманский не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий выгнал присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадёжно и можно подождать до утра. Но затем, испытывая муки совести, отец Алексей решил отправиться к больному. Но тот был уже мёртв, а возле его постели отец Алексий увидел Ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясённый видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провёл всю ночь в молитве. С тех пор он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал монашеское молитвенное правило, ежедневно совершая полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой.
НЕЗЛОБИЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ ЕГИПЕТСКОГО
Ученик преподобного Макария Египетского шёл из скита к Нитрийской горе. Учитель следовал за ним в некотором отдалении. По дороге инок встретил языческого жреца, нёсшего большое бревно, и закричал: «Демон! Куда ты идёшь?» В ответ жрец сильно избил его и пошёл дальше. Вскоре ему встретился Макарий, который с любовью сказал: «Спасайся, трудолюбец, спасайся». Жрец удивился и спросил: «Что хорошего ты во мне увидел, что так приветствуешь?» Преподобный отвечал: «Я вижу, что ты трудишься». Жрец умилился и сказал: «Вижу, что ты, отче, человек Божий. До тебя я встретил и избил другого инока, который бранил меня». Затем он припал к ногам святого и сказал: «Не оставлю тебя, отче, пока не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком». Вместе с Макарием жрец пришёл в монастырь, где отцы, окрестив его, сделали иноком. Видя это, множество язычников обратилось в христианство. Макарий же по сему случаю сказал: «Злое слово и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми».