Седмица 3-я Великого поста
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
7:11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый [27] день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
7:12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
7:13 В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
7:14 Они, и все звери [земли] по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
7:15 и вошли к Ною в ковчег по паре [мужеского пола и женского] от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
7:16 и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].
7:17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней [и сорок ночей], и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею;
7:18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
7:19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
7:20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы.
7:21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
7:22 все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
7:23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных,- все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
7:24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
8:1 И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся,] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились.
8:2 И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба.
8:3 Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней.
Книга Притчей Соломоновых
10:1 Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери.
10:2 Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
10:3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.
10:4 Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.
10:5 Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный.
10:6 Благословения - на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.
10:7 Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.
10:8 Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.
10:9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.
10:10 Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.
10:11 Уста праведника - источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.
10:12 Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
10:13 В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого - розга.
10:14 Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель.
10:15 Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их.
10:16 Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху.
10:17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение - блуждает.
10:18 Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
10:19 При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен.
10:20 Отборное серебро - язык праведного, сердце же нечестивых - ничтожество.
10:21 Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.
10:22 Благословение Господне - оно обогащает и печали с собою не приносит.
На 6-м часе
Книга пророка Исайи11:10 И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,- и покой его будет слава.
11:11 И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря.
11:12 И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли.
11:13 И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема.
11:14 И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им.
11:15 И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострет руку Свою на реку в сильном ветре Своем, и разобьет ее на семь ручьев, так что в сандалиях могут переходить ее.
11:16 Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли Египетской.
12:1 И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня.
12:2 Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение.
Пост не должен стать для нас поводом для впадения в самый тяжкий грех – грех гордости и превозношения. Именно поэтому Господь и говорит: Если хочешь поститься, не надо принимать вид постящегося. Будь радостным, светлым. Ничто не должно говорить другим, что ты несешь на себе эти бремена, – тогда пост становится богоугодным. Бывает, что во время поста, который, конечно, связан с ослаблением физических сил, появляется усталость, вместе с усталостью – раздражительность; порой мы являемся свидетелями конфликтов между людьми постящимися. Это большой грех. И если человек чувствует некую усталость, если нарастает раздражительность и конфликтность, то нужно усилить молитву. И самое главное – необходимо самому себе внушить, что всякое нарушение внутреннего мира и покоя во время поста перечеркивает весь смысл великопостного подвига.
О ПОЯВЛЕНИИ НА РУСИ СТУДИЙСКОГО УСТАВА ИЗ КИЕВО- ПЕЧЕРСКОГО ПАТЕРИКА
Принявши Киево-Печерский монастырь, преподобный Феодосий ввёл в нём воздержание строгое, пощение и молитвы со слезами. И стал принимать он многих черноризцев, и собрал братии сто человек. И начал он разыскивать устав монастырский, а в это время оказался тут честной инок Михаил из монастыря Студийского, который пришёл из Греции с митрополитом Георгием. И начал преподобный Феодосий расспрашивать его об уставе иноков студийских и, найдя у него устав, списал его. И установил в монастыре своём, как петь пение монастырское, как поклоны держать и чтение читать, как стоять в церкви, и весь порядок церковный, и как за трапезой сидеть, и что есть в какие дни. Всё это по уставу Феодосий определил и ввёл в своём монастыре, а от того монастыря переняли этот устав все русские монастыри.
ОТНОШЕНИЕ ПРАВЕДНИКА К КОЗНЯМ ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ
Святитель Григорий Двоеслов в своих рассказах об италийских праведниках сохранил историю преподобного Стефана. Это был муж, ничего не имевший в этом мире; он любил одну бедность ради Бога. О терпении и незлобивости отца Стефана свидетельствует такой эпизод: однажды он отвёз на гумно собранный хлеб, который сам посеял. Этот хлеб был для него и его учеников единственным пропитанием в течение года. Но некий человек, по наущению диавола, решил досадить монахам и поджёг гумно. Невольный свидетель произошедшего побежал к преподобному Стефану и рассказал о пожаре. В конце он посочувствовал святому: «Увы, горе, отец Стефан, что с тобою случилось!» Стефан же, как всегда со светлым лицом, ответил: «Горе тому, кто сделал это; а со мной что случилось?» «Из этих слов видно, – заключает святитель Григорий, – на какой высоте добродетели стоял тот, который с таким спокойным духом терял всё, что имел для годового содержания; он не ценил того, что потерял вне, но жалел о том, что виновник зла потерял внутри».