Седмица 22-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:17 И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
3:18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
3:19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
3:20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
3:21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
3:22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
3:23 И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
3:24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
3:25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
4:1 Господа́, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
Евангелие от Луки
12:48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. || И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
12:49 Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!
12:50 Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!
12:51 Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;
12:52 ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех:
12:53 отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.
12:54 Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так;
12:55 и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает.
12:56 Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?
12:57 Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?
12:58 Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.
12:59 Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
Служения различны, а Господь один и тот же. Никогда не нужно завидовать тому, кто в Церкви имеет более высокое положение, чем ты. Все в Церкви служат Господу, и нет разницы между пономарем и Патриархом. Каждый имеет свое служение, каждый нужен Церкви, у каждого свое место и свой путь ко спасению. Кому много дано, с того и больше спросится. И вот эта Божественная истина помогает нам понять, что такое ответственность. Если человеку даны дары, их нельзя разрушить, их нельзя промотать ленью, их нельзя пропить, над ними нельзя надругаться нежеланием работать над самим собой, уповая на то, что дары-то есть, они мне помогут... Не должно быть превозношения старших над младшими. И каждая послушница имеет свой дар Божий и свое служение. Но и у младших не должно быть зависти к старшим, потому что Дух распределяет дары и служения.
О мире и разделении
А который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: дождь будет, и бывает так; и когда дует южный ветер, говорите: зной будет, и бывает. Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете? Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно? Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.
Лк. 12: 48-59
В сегодняшнем евангельском чтении наставления Иисуса касаются того, как вера в Него может сказаться на взаимоотношениях человека с его близкими.
Один из современных исследователей считает, что Иисус здесь восстает против «патриархального шовинизма», характерного для Средиземноморья Его времени. Стандартная семья включала пять членов: отца и мать, их сына с женой и незамужнюю дочь; все они жили под одной крышей. Линия разделения, отмечает исследователь, проходит между поколениями: Иисус обрушивается на семейный уклад, предполагающий власть старшего поколения над младшим, родителей над детьми. Его идеал — то Царство Божие, в котором нет места злоупотреблению властью.
В этом толковании заслуживает внимания лишь один момент: если читать текст буквально, то линия разделения в самом деле проходит между поколениями. Иисус не говорит, что Он пришел разделить мужа с женой, брата с сестрой; Он не говорит, что муж, любящий жену больше, чем Его, или жена, любящая мужа больше, чем Его, недостойны Его. Но действительно ли слова Иисуса означают, что водораздел будет проходить только и исключительно между поколениями?
Прежде всего эти слова являются парафразой слов пророка Михея: «Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его» (Мих. 7:6). Именно в этом тексте сын противопоставлен отцу, дочь — матери, невестка — свекрови. Отсутствием в цитате упоминаний о других родственных связях можно объяснить отсутствие таковых и в речи Иисуса. Кроме того, мы можем вновь вспомнить слова Иисуса, обращенные к ученикам: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29). Здесь, помимо представителей старшего и младшего поколений, присутствуют также представители одного поколения (братья, сестры, жена).
Общий контекст этого наставления, адресованного ученикам, которых Иисус посылает на миссионерское служение, однозначно говорит в пользу того, что центральным пунктом сказанных слов является вера в Него, готовность преодолевать препятствия ради проповеди Его учения. К числу этих препятствий относится возможное неприятие проповеди апостолов их ближайшими родственниками. Как мы видели, родственники Иисуса, по крайней мере поначалу, крайне негативно восприняли Его проповедь и избранный Им образ жизни. Поскольку «ученик не выше учителя», то и апостолы могут ожидать аналогичную реакцию на свою проповедь от родственников и домашних.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».
КОНЧИНА ПРЕПОДОБНОГО МОИСЕЯ ОПТИНСКОГО
Преподобный Моисей Оптинский – первый святой настоятель прославленной обители. В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество. Он приглашает в обитель старца Льва, он возлагает бремя духовного окормления братии на его ученика – преподобного Макария. При нём приходит в Оптину будущий великий светильник – старец Амвросий. Преподобный Моисей имел дар прозорливости. Незадолго перед кончиной старец сказал келейнику: «Спроси, что это за женщина? Что ей надо? Зачем она меня беспокоит?» Келейник, подумал, что находящийся при смерти настоятель говорит в бреду. Но оказалось, что на крыльце действительно долго стояла женщина, желавшая получить образок для своего сына. Когда об этом узнал старец Моисей, он благословил образок для неё и сказал келейнику: «Вот теперь я спокоен».
СЛУЖЕНИЕ АПОСТОЛА ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ
По преданию, первым епископом Иерусалима был Иаков, брат Господень. В Евангелии упоминаются четыре сводных брата Христа, которые являлись детьми праведного Иосифа Обручника от первого брака. Во время служения Христа Его братья не веровали в Него; это произошло уже после Воскресения. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам говорит, что Господь по Воскресении отдельно явился Иакову. Апостол Иаков возглавлял первую христианскую общину в течение 30 лет. Он почитается в лике 70-ти апостолов и считается автором одного из Соборных посланий, входящих в канон Нового Завета. При апостоле Иакове прошёл первый Апостольский Собор, освободивший христиан из язычников от соблюдения обрядов закона Моисеева (обрезания и прочее). С его именем связана литургия апостола Иакова, которую в позднейшие века регулярно совершали христиане Иерусалима и Палестины. Апостол Иаков почитался как праведник даже иудеями, но в 62/63 году он был ими убит за веру во Христа: апостола сбросили с крыши Иерусалимского храма.