Седмица 25-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
1:1 Павел и Силуан и Тимофей - Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе:
1:2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
1:3 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,
1:4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами
1:5 в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.
1:6 Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью,
1:7 а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его,
1:8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа,
1:9 которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его,
1:10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
Евангелие от Луки
12:13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
12:14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
12:15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
12:22 И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
12:23 душа больше пищи, и тело - одежды.
12:24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
12:25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
12:26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что́ заботитесь о прочем?
12:27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
12:28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
12:29 Итак, не ищите, что́ вам есть, или что́ пить, и не беспокойтесь,
12:30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
12:31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
Быть сегодня христианином трудно. Но можно спросить: а когда было легко? Было ли легко нашим отцам и матерям в страшное безбожное лихолетье, во времена репрессий? Было ли легко в древности, во времена гонений на христиан? Быть христианином всегда трудно, потому что наш путь – это узкий путь, который требует значительного напряжения душевных и физических сил, знаний, умений, опыта, твердых убеждений. Легко идти по широкому пути, но такой путь – это путь страстей, путь бездумного отношения к окружающей действительности, путь, ведущий человека к духовной гибели. Господь же учит нас идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное.
Упование на Бога
Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что́ заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что́ вам есть, или что́ пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
Лк. 12: 13-15, 22-31
Поучение, посвященное теме богатства и земных благ, является частью притчи о безумном богаче. Поводом к ее произнесению явился случай, описание которого отсутствует у других Евангелистов.
Некто из народа обратился к Иисусу с просьбой «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». С подобными вопросами люди часто обращались к фарисеям и книжникам, поскольку такие вопросы решались на основании предписаний закона Моисеева. В данном случае, очевидно, проситель считал, что моральный авторитет Иисуса или Его знание закона поможет ему решить спор со своим братом. Однако Иисус отказывается вступать в разбирательство и отвечает: «Кто поставил Меня судить или делить вас?». Не продолжая диалог с просителем, Иисус обращается к окружающим Его ученикам и народу: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:13–15). Это изречение стоит в одном ряду с многочисленными наставлениями Иисуса о богатстве.
Во втором фрагменте сегодняшнего Евангелия в центре внимания оказывается тема веры. Иногда Иисус адресует упрек в маловерии широкому кругу слушателей (Мф. 6:30; Лк. 12:28), иногда всей группе учеников (Мф. 16:8), иногда одному из них (Мф. 14:31).
Упреки Иисуса не лишены и чувства юмора. Пример тому — стихи Лк. 12:24–25, 27 из сегодняшнего отрывка. Здесь можно услышать нотки юмора, хотя бы в том, как Иисус говорит об очевидной истине: нельзя собственными усилиями прибавить себе рост; лилии не трудятся и не прядут; все великолепие Соломона не сравнится с простым полевым цветком.
Эти образы показывают, что Иисус обладал чувством юмора. Под юмором стоит понимать не только анекдоты и шутки, а прежде всего способность человека замечать в других людях или окружающих предметах комичные стороны. Шутки и анекдоты в Евангелиях отсутствуют: этим Евангелия отличаются от многих других литературных произведений древнего мира (в том числе, от раввинистической литературы, наполненной анекдотами и остротами). Что же касается способности замечать комичные стороны в окружающей действительности, то эта способность была у Иисуса.
Выражение «люди мира сего», которое употребляется в конце сегодняшнего фрагмента Евангелия, подразумевает людей, в чьей жизни нет вертикального измерения; они не знают никаких иных ценностей, кроме материального благосостояния. Такие люди противопоставляются тем, кто имеет веру и знает, что Бог заботится о нас, как Отец.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ О МУЧЕНИКАХ ЗИНОВИИ И СЕСТРЕ ЕГО ЗИНОВИИ
Сии святые мученики – Зиновий и его сестра Зиновия – родились в городе Эгах, в стране Киликийской. Ещё во время их детства родители предали Господу души, оставив детям большое имение. Несмотря на юность, Зиновий и Зиновия решили оставить всё и последовать Христу. Зиновия передала брату свою часть имения, чтобы он раздал всё нищим, а сама жила в нищете, безмолвствуя и соблюдая девство своё. Зиновий обе части имения стал раздавать нищим и вскоре истратил всё. Но Бог, не оставляющий уповающих на Него, обогатил брата и сестру небесными благами за розданное нищим богатство: Его десница защищала Зиновию от всех бед и отгоняла от неё бесовские наваждения; Зиновий же получил дар исцелять недуги прикосновением рук. Так, те руки, которые щедро раздавали милостыню нищим, Бог ущедрил силою чудотворения.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК КИРИЛЛ (СМИРНОВ) О ЛЮБВИ В ЦЕРКОВНОЙ ОБЩИНЕ
В мою пустыню доходят слухи о разрастающейся среди братии по вере вражды, переходящей в ненависть; укоризнах, переходящих в клевету; о ревности не по разуму, граничащей с хулою на Духа Святаго, каковы взаимные обвинения в безблагодатности. Горестно слышать это. Бог есть любовь, и только пребывающий в любви в Боге пребывает (1 Ин. 4:16). Всякое раздражение должно быть совершенно удалено из нашей среды, хотя бы и сыпались на нашу голову обвинения во вражде и приговоры о раскольничестве. Обвинениям этим не к чему прилипнуть, когда вражды в действительности нет. И ревность о сохранении в полной чистоте церковного устроения нашего, как елей над водою, всегда всплывает вверх над обвинениями в раскольничестве в сосуде действительной церковной правды. Да сохранит всех вас Господь в любви к друг другу и к согрешающим братиям. Воздерживаясь от общения с грехом, мы не должны, по наставлению апостола Иоанна, оставлять частной молитвы о согрешающих братиях. Благодать Господа да сохранит нас от всякого зла.