Седмица 31-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
11:17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
11:18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
11:19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
11:20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
11:21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
11:22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
11:23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
11:27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
11:28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
11:29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
11:30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
11:31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Евангелие от Марка
9:42 А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море.
9:43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
9:44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
9:45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
9:46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
9:47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
9:48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
9:49 Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится.
9:50 Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
10:1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Где же проходит грань между естественной заботой о плоти и греховной похотью плоти? — Все зависит от того, где находится наш ум, где обретается наша самая большая ценность, потому что где сокровище наше, там и сердце наше (Лк. 12, 34; Мф. 6, 21). И если сокровище наше заключается в плоти, то мы и служим ей, находясь в пагубном состоянии похоти. А если забота о материальной стороне жизни составляет неотъемлемую, важную, но не господствующую ее часть, если нашими поступками управляет дух, если главным, доминирующим делом нашей жизни является забота о духе, то тогда между духовным и физическим началами человека устанавливается гармоничная связь. Гармония между духом и телом предполагает господство духа над телом. Собственно говоря, вся христианская аскеза и направлена на то, чтобы помочь человеку таким образом развить свои силы, воспитать свое тело, чтобы оно никогда не господствовало над духом.
О соблазнах
А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль - добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
Мк. 9: 42 – 10: 1
В евангельском фрагменте, читаемом сегодня, говорится о соблазнах. Иисус обращается к тому, что происходит внутри человека, к его сердцу. Именно там сокрыт источник преступлений и грехов. Иисус призывает не просто избегать греховных поступков, но и бороться с теми помыслами и чувствами, которые к ним приводят. В этом смысл слов о глазе, который необходимо вырвать, руке и ноге, которые надо отсечь. Мы можем предположить, что Иисус неоднократно использовал эти образы, указывая на трудность борьбы с греховными вожделениями: вырвать их из сердца не менее трудно и больно, чем вырвать глаз, отсечь руку или ногу.
Образно говоря о соли, Иисус, по словам Иоанна Златоуста, как бы обращался к ученикам: «Слово, которое вы слышите, относится не только к вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную». Говоря «вы — соль земли», Христос «показал, что вся человеческая природа обезумела и прогнила от грехов. Поэтому Он требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны для других».
Какую роль должны играть христиане в мире? Подобно душе в теле, они должны одухотворять жизнь мира. Подобно соли в пище, они призваны делать жизнь людей содержательной, наполненной смыслом, предохраняя человеческое сообщество от порчи и разрушения через вражду, ненависть, конфликты, месть. Наличие в мире Церкви как сообщества людей, живущих по более высоким в нравственном отношении законам, чем те, которые прописаны в земном законодательстве, должно преображать мир изнутри, менять его к лучшему, поднимать человечество в целом на новый уровень бытия.
Несмотря на кажущуюся трудновыполнимость заповедей Иисуса и их кажущуюся неприспособленность к реальной жизни, мы знаем о том, какое преображающее действие христианство оказало на все человеческое сообщество. При полном отсутствии у Иисуса характерных черт социального реформатора, Его учение с течением веков стало причиной глубоких, радикальных изменений во всей системе человеческих взаимоотношений — не только на уровне личной нравственности, но и на социальном уровне.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПРЕДАНИЕ О РОЖДЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА
Как пишет святитель Димитрий Ростовский, преподобного Даниила Столпника (409 – 493), «сию ветвь райскую, возрастила Месопотамия ». Он родился возле города Самосат в христианской семье. Его мать Марфа была неплодна, поэтому без конца терпела укоризны от мужа и родственников. Однажды в полночь, в состоянии сердечной тоски, она вышла из дома и слёзно помолилась Богу, чтобы Он явил над ней Свою милость и разрешил её неплодство, как не раз делал это в библейской истории. Марфа дала обет: в случае рождения ребёнка принести его в дар Богу, как некогда праведная Анна принесла Самуила. Вернувшись домой, Марфа во сне увидела необычный сон: два больших светлых светильника, похожие на блюдо, медленно спускались с неба на её голову. Вскоре после этого Марфа зачала и родила сына, которого назвали Даниилом.
О БОГОХУЛЬНОМ ОТРОКЕ
Святитель Григорий Двоеслов в книге «Диалоги» повествует не только о современных ему подвижниках, но иногда приводит и назидательные примеры из жизни грешников. Так, он рассказывает о кончине богохульного отрока. «Правда, должно верить, что все крещёные младенцы и умирающие в самом младенчестве входят в Царство Небесное, но должно также верить, что не все малые дети, которые могут уже говорить, входят в Царство. Некоторым детям вход в него заключают родители, когда худо воспитывают их». У одного римлянина был сын, которого отец плохо воспитывал от большой привязанности к ребенку. Мальчик этот имел привычку, когда воля его не выполнялась, ругаться и хулить Бога. Когда мальчик вдруг заболел и уже умирал, отец держал его на руках. В какой-то момент мальчик увидел идущих к себе злых духов и начал кричать: “Защити, отец!” Когда отец спросил, кого он испугался, отрок, спрятав лицо на груди отца, сказал: “Чёрные люди пришли, хотят меня унести”. Сказав это, он опять по привычке выругался и умер».