Количество просмотров Поделиться Facebook Instagram Twitter ВКонтакте
2
Сентября / 2024 ГОД
По новому стилю
20
Августа
По старому стилю
выбрать дату
  • Святые дня / праздники
  • Чтение Апостола, Евангелия
  • Цитата Патриарха
  • Евангелие дня
  • События дня
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших



выбрать дату
К РАЗДЕЛАМ
  • Главные праздники
  • Дни поста
  • Дни особого поминовения усопших
Чтение Апостола, Евангелия
Второе послание апостола Павла к Коринфянам
2:4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
2:5 Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью,- чтобы не сказать много,- и всех вас.
2:6 Для такого довольно сего наказания от многих,
2:7 так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью.
2:8 И потому прошу вас оказать ему любовь.
2:9 Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны.
2:10 А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова,
2:11 чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.
2:12 Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом,
2:13 я не имел покоя духу моему, потому что не нашел там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошел в Македонию.
2:14 Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте.
2:15 Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:
Евангелие от Матфея
23:13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.
23:14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.
23:15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
23:16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
23:17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
23:18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
23:19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
23:20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
23:21 и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
23:22 и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Цитата Патриарха

Если Бог за нас, то кто же против нас (Рим. 8, 31)? Кто сильнее Бога? Нет силы сильнее Бога! Вот почему, если в мире торжествуют зло, неправда, человеческое чванство, убожество, гордыня, которые иногда желают подчинить себе весь мир, с высоты своих земных престолов и престольчиков с презрением взирая на Церковь Божию, верующие на подобные вызовы должны с кротостью и смирением отвечать: С нами Бог! Разумейте, языцы, и покаряйтеся. Ибо Бог — это сила, способная из камней сих соделать детей Аврааму (Мф. 3, 9). Бог — сила, способная вернуть веру в сердца людей, просветить их разум, направить их по единственно правильному пути, ведущему ко спасению, потому что ради спасения Господь пришел в мир, потому и называем мы Его Спасителем.

Евангелие дня

Обличение книжников и фарисеев

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем. 

Мф. 23:13-22

Сегодня в Евангелии от Матфея мы читаем первые обвинения в адрес книжников и фарисеев, которые Иисус произносит в Иерусалимском храме.

Иисус укоряет книжников и фарисеев в том, что они не только сами не входят в Царство Небесное, но и преграждают туда доступ людям. Эти слова звучат как грозный приговор всему фарисейскому мировосприятию, представлению о религии как сумме мелочных предписаний и запретов.

Что означает «поядать домы вдов»? Точное значение этого выражения остается предметом споров. Возможно, речь идет о злоупотреблении гостеприимством вдов, или о том, что фарисеи использовали свое положение учителей для взимания денег с тех, кого они учили, включая наименее обеспеченных членов общества, каковыми являлись вдовы. Возможно также, что Иисус указывал на несправедливое распределение тех сумм, которые жертвовали на благотворительность. В Ветхом Завете левиты, наряду с пришельцами, сиротами и вдовами, относились к категории лиц, которые жили на пожертвования (Втор. 14:29; 16:14; 26:12). Мы можем предположить, что распределение пожертвований находилось в руках фарисеев, которые львиную долю оставляли себе, заботясь о вдовах лишь на словах.

Иисус считает распространение иудаизма в его фарисейской версии вредным, а потому решительно выступает против его проповеди в языческой среде. Для язычников Он создал новую религию — ту, которая не привязана ни к Иерусалиму, ни к старым иудейским обычаям: эту религию он называл поклонением Богу «в духе и истине» (Ин. 4:23–24). Именно ее, а не отживший свой век фарисейский иудаизм будут проповедовать по всему миру Его последователи.

Иисус называет фарисеев «слепыми». Фарисейская версия иудаизма воспринималась Им не как установленный Богом закон, а как искажение этого закона, произошедшее вследствие подмены главного второстепенным, внутреннего — внешним. Духовная слепота как раз и заключается в неспособности и нежелании отличить одно от другого. Слово «повинен» в данном случае относится не к произнесению клятвы, а к ее нарушению. Согласно учению фарисеев, как оно здесь представлено, нарушение клятвы храмом, жертвенником или небом допустимо. Иисус приводит пример типичной для фарисеев казуистической логики, согласно которой исполнение клятвы может быть необязательным в определенных случаях.

Иисус был принципиальным противником клятвы: в Нагорной проповеди Он призывал не клясться ни небом, ни землей, ни своей головой (Мф. 5:34–37). В данном же случае, обличая фарисеев, Он не говорит о клятве как таковой: Он говорит о фарисейской практике легко нарушать клятвы, придумывая для этого искусственные оправдания.

Узнать больше Вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».

Кроме того, Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Также слушайте фрагмент из Священного Писания в рамках ультрамарафона «Библия за год. С митрополитом Иларионом».

События дня

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ГУМИЛЕВСКИЙ) О СВЯТЫХ БОРИСЕ И ГЛЕБЕ

Нет сомнения, что если среди всеобщих грабежей и убийств русский народ не сделался вовсе диким, то это было дело христианства. Лучшие питомцы любви Христовой выходили из борьбы со злым духом времени победителями, высокими мучениками. Таковы были святые Борис и Глеб – прекрасный цвет новокрещёной земли Русской. По глубокой нежной любви к новой, святой вере, они были лучшие из сыновей святого Владимира; новая вера отражалась в душе и жизни их, как в ручьях чистой воды небесный луч света. Не таков был Святополк. В душе его жило язычество с дикой страстью к власти. Сердцу его незнакома была христианская любовь. Он был христианином по имени, свирепым на деле. Он послал убийц убить Бориса. Извещённый о намерениях брата, Борис пострадал, как мученик кроткой любви. Та же участь настала затем и для Глеба.

СВЯТЫЕ БОРИС И ГЛЕБ ПОМОГАЮТ СВЯТОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

В 1240 году шведские рыцари напали на Русскую землю и приближались к Новгороду. Святой благоверный князь Александр Невский, решив биться с ними, помолился в Софийском соборе и, укрепляя своё войско, сказал: «Не в силе Бог, а в правде». В ночь перед битвой случилось чудо. Один из воевод Александра, старейшина финского племени ижоры, Филипп, которому была поручена береговая стража, всю ночь наблюдал за врагами. На восходе солнца он услышал сильный шум на воде и увидел ладью с гребцами. Посреди лодки стояли в алых одеждах святые мученики Борис и Глеб, а гребцы, сидевшие в лодке, были «яко мглою одеяны». Святой Борис сказал брату: «Брат Глеб, вели грести скорее, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославовичу». Филипп стоял в трепете и ужасе. Когда видение закончилось, он рассказал о нём с «радостными очима» святому князю Александру. Князь ответил: «Сего не рцы никому, о друже!» – и смело устремился на неприятеля. Шведы были разбиты и изгнаны, Новгород был спасён.

Источник: pravoslavniy-calendar.ru