Неделя 4-я по Пятидесятнице
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
24:1 В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
24:2 но нашли камень отваленным от гроба.
24:3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
24:4 Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
24:5 И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?
24:6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее,
24:7 сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть.
24:8 И вспомнили они слова Его;
24:9 и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим.
24:10 То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам.
24:11 И показались им слова их пустыми, и не поверили им.
24:12 Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему.
Послание апостола Павла к Римлянам
6:18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
6:19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
6:20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
6:21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть.
6:22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.
6:23 Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Евангелие от Матфея
8:5 Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его:
8:6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
8:7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8:8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
8:9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
8:10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.
8:11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
8:12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
8:13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Способность зреть свои грехи и видеть себя как бы со стороны, замечать свои дурные поступки, ошибки, прегрешения против заповедей Божиих — все это признаки здоровой духовной жизни человека. Действительно, несть человек, иже жив будет и не согрешит. И по собственной слабости своей, и по силе обуревающих нас страстей и искушений мы можем оступаться и впадать во грехи. Но очень важно, созерцая эти свои грехи, близко различая их и осуждая, в искренности сердца сознавать свою вину пред Богом, отнюдь не стараться поскорее забыть содеянного нами, сокрушенно каяться на исповеди, дабы очистить душу свою и неосужденно приступить к Чаше Господней. Ведь Спаситель пришел в этот мир призвать не праведников, но грешников к покаянию, о чем свидетельствует Евангелие (Мф. 9, 13; Мк. 2, 17).
Исцеление слуги сотника
Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.
Мф. 8:5-13
В рассказе об исцелении слуги сотника, который мы слышим в сегодняшнем чтении из Евангелия от Матфея, сотник проводит параллель между собой как армейским начальником и Иисусом как посланником Божиим, слово Которого должно действовать так же безотказно, как приказ начальника в армии. Подобно тому, как сотник командовал своими солдатами и слугами, Иисус должен был скомандовать болезни отступить от отрока. Сотник дождался того «слова», которого ожидал, и мальчик выздоровел.
Здесь уместно вспомнить ветхозаветные тексты, касающиеся целительной силы слова Божия: «Послал слово Свое и исцелил их» (Пс. 106:20); «Слово Твое оживляет меня» (Пс. 118:50); «Не трава и не пластырь врачевали их, но Твое, Господи, всеисцеляющее слово» (Прем. 16:12). В устах Иисуса слово было носителем той целительной силы, которой Он обладал как Бог. Он врачевал не травой и не пластырем, а силой, которая исходила из Него одновременно с произнесением слова.
Тема веры является центральной во многих повествованиях о чудесах Иисуса. Вера является тем состоянием души и ума человека, которое необходимо для того, чтобы произошло исцеление. Обратим внимание на то, что Иисус не приписывает целительную силу Себе, не говорит: «слово Мое исцелило тебя». Он делает акцент на вере того, кто просит об исцелении, и этой вере приписывает спасительную силу. Вера необходима как ответная реакция человека на желание Бога помочь ему. Чудо становится плодом синергии Бога и человека.
Иисус с удивлением говорит народу о сотнике – то есть римском офицере-язычнике: «и в Израиле не нашел Я такой веры». К ним добавлен краткий монолог Иисуса о Царстве Небесном, в которое многие придут с востока и запада, тогда как «сыны царства» будут извержены во тьму внешнюю.
Здесь Иисус затрагивает тему, которая проходит через всю Его проповедь в качестве одного из лейтмотивов. Сыны царства — это Израильский народ, к которому Он послан. Но именно этот народ, как оказывается, с наибольшим трудом откликается на Его проповедь. Отсутствие в нем той веры, которой Иисус требовал от исцеляемых, становится причиной того, что Бог отвергает его и на место ветхого Израиля приходит новый Израиль — Церковь, объединяющая людей уже не по национальному или этническому принципу, а исключительно на основе веры в Иисуса как Бога и Спасителя.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ПОЧИТАНИИ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ
В неделе семь дней; и сии семь дней Бог разделил с нами не так, чтобы Себе взял более, а нам дал менее; Он разделил их даже и не пополам: не три взял и не три дал, но тебе отделил шесть дней, а Себе оставил один. А ты даже и в этот весь день не хочешь воздержаться от дел житейских; но что делают святотатцы, на то дерзаешь и ты, похищая и употребляя сей день на житейские заботы, тогда как он освящён и назначен для слушания духовных учений. И что говорить о целом дне? Что сделала вдовица по отношению к милостыне, то делай и ты ко времени дня. Та положила две лепты и заслужила благоволение у Бога: и ты употреби для Бога два часа и внесёшь в дом твой добычу бесчисленных дней. Смотри, чтобы тебе не погубить трудов целых лет за то, что не хочешь на малую часть дня воздержаться от земных попечений!
ПРЕДАНИЕ О ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ДОСТОЙНО ЕСТЬ»
По афонскому преданию, в Х веке неподалёку от Кареи в пещере подвизался старец с послушником. Однажды под воскресный день старец ушёл в монастырь на всенощное бдение, а послушник остался один в келлии. Ночью к нему пришёл незнакомый инок, и они вместе начали молиться. Когда пришло время величать Пресвятую Богородицу, послушник, став перед Её иконою «Милующая», начал петь: «Честнейшую Херувим…», но гость остановил его, сказав: «У нас не так величают Божию Матерь» – и запел иное начало: «Достойно есть яко во истину…», а потом уже к сему добавил «Честнейшую Херувим». От дивного пения инока икона Божией Матери засияла необыкновенным светом. По просьбе послушника инок записал свою песнь перстом на каменной плите, которая под его рукой сделалась мягкой, как воск. После этого странник, назвав себя Гавриилом, стал невидим. Чудотворная икона, пред которой была воспета молитва, с тех пор стала называться «Достойно есть». Её с почётом перенесли в соборный храм Кареи, где она пребывает и доныне.