Седмица 2-я по Пасхе
По новому стилю
По старому стилю
- Святые дня / праздники
- Чтение Апостола, Евангелия
- Цитата Патриарха
- Евангелие дня
- События дня
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
- Главные праздники
- Дни поста
- Дни особого поминовения усопших
3:19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,
3:20 да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,
3:21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.
3:22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
3:23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.
3:24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.
3:25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.
3:26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.
Евангелие от Иоанна
2:1 На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.
2:2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак.
2:3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
2:4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой.
2:5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
2:6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
2:7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.
2:8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.
2:9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха
2:10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.
2:11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Мы входим в храм. Нас привлекают молитвословия, песнопения, богослужебный чин. Мы обретаем нечто для своей души. Есть смысл, даже если мы вообще ни о чем не молимся, войти в храм Божий и отдать свое сердце течению той общей молитвы, которая там совершается. Так нередко и происходит. Люди не знают, о чем молиться, в чем каяться, о чем просить, но, переступая порог храма и видя, как молятся другие, слышат дивные песнопения и дают сердцу своему, мыслям своим течь в этой общей благодатной Божественной реке спасительного богослужения. Ну а если мы сохраняем в памяти свои грехи, если совершаем наблюдение над самими собой каждый день, то можем ясно видеть, провели мы день лучше, чем предыдущий, или хуже. Вот это и есть замер нашего духовного состояния.
Брак в Кане Галилейской
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Же́но? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Ин. 2:1-11
Сегодня мы слышим евангельский рассказ о браке в Кане Галилейской – чуде, свидетелем которого, судя по всему, был сам Иоанн.
Рассказ о браке в Кане Галилейской — единственное из описанных в Евангелиях чудес, на котором отмечено присутствие Матери Иисуса. В следующий раз она появится в Евангелии от Иоанна только у креста Своего Сына. Нельзя не видеть связи между этими двумя появлениями Матери Иисуса — в начале общественного служения Иисуса, при Его первом чуде, и в конце, при самой развязке драмы — у Его креста. Это как бы указывает на Ее сквозное незримое присутствие во всей евангельской истории.
Ответ Иисуса «Что Мне и Тебе, Жено?» иногда толкуют в том смысле, что Иисус выразил таким образом недовольство вопросом Своей Матери. По словам Иоанна Златоуста, «Она хотела и гостям угодить, и Себя прославить чрез Сына. Может быть, Она при этом имела в мыслях что-либо человеческое, подобно Его братьям, которые говорили: “яви Себя миру” (Ин. 7:4), желая приобрести и себе славу Его чудесами».
Иоанн Златоуст отмечает, что Христос «тогда сделал упрек Матери... внушая Ей на будущее время не делать ничего подобного. Имел Он попечение и о чести Матери, но гораздо более о Ее душевном спасении... Эти слова были сказаны Христом Матери Его не по какой-либо надменности, но с особенной целью — чтобы и Ее Саму поставить в надлежащие к Нему отношения, чтобы и чудеса делались с подобающим достоинством».
В христианской традиции этот рассказ воспринимается как благословение Христом брачного союза и деторождения, — недаром это чтение включено и в чин венчания. Кроме этого, Иоанн пишет свое Евангелие в то время, когда в христианской Церкви уже сложилась своя богослужебная практика, и вокруг двух ее таинств – Крещения и Евхаристии – сформировался свой символизм. Вода была символом Крещения, а хлеб и вино воспринимались как символы Евхаристии. Превращение воды в вино на брачном пире, безусловно, имеет евхаристические коннотации. Так это событие воспринималось в древней Церкви. Не случайно в росписях и рельефах римских катакомб нередко соседствует два сюжета: брак в Кане и умножение хлебов.
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие».
Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ПРЕДАНИЕ О ПРЕПОДОБНОМ НИКИТЕ ИСПОВЕДНИКЕ
Во время гонения на иконы императора Льва Армянина (813–820) православные епископы изгонялись и ссылались, а на их место поставляли еретиков. За твёрдую приверженность Православию были заточены в темницы игумены всех монастырей. Император и лжепатриарх Феодот решили хитростью уловить упорствующих. Им объявили, что император дарует всем свободу, если они примут причащение от Феодота. Лидер исповедников преподобный Никита сомневался, может ли он вступить в церковное общение с еретиком, но узники умолили его причаститься вместе. Уступив их мольбам, преподобный Никита пошёл в храм, где для обмана были выставлены иконы, и принял причастие. Когда он вернулся в монастырь и увидел, что гонение продолжается, то возвратился в столицу и стал обличать ересь. Его вновь заточили в темницу, где он пробыл шесть лет.
ПРЕДАНИЕ ОБ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «ЗАКЛАННАЯ»
В Ватопедском монастыре на Афоне находится икона Божией Матери, написанная на холсте и получившая название «Закланная». По преда‑ нию, диакон-экклесиарх наводил порядок в церкви и, задержавшись, опоздал на трапезу. Недовольный трапезарь не дал ему даже хлеба. Голодный и разгневанный диакон вернулся в церковь, встал перед иконой Божией Матери и, сказав: «До которого времени я буду служить Тебе, Бо‑ городице? Трудись, трудись, и за всё нет ничего у меня, даже куска хлеба!» – ножом ударил Её в ланиту и пронзил холст насквозь. Из раны брызнула кровь, и лик Богородицы побледнел. Диакон в ужасе упал перед иконой и сошёл с ума. Члены его ослабели, он задрожал и ос‑ леп. Игумен с братией молились о помилова‑ нии несчастного, и чрез три года диакон при‑ шёл в себя и прозрел. Всю оставшуюся жизнь он провёл в покаянии и перед смертью был утешен явлением во сне Божией Матери. Когда через три года после смерти монаха открыли его кости, все они были светлы, а рука, совер‑ шившая дерзкое преступление, почернела.